UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ТЕНРИ-ГАГАКУ»: ГАРМОНИЯ НЕБА И ЗЕМЛИ

13 марта в здании Национальной оперы Украины состоялся концерт ансамбля старинной японской музыки гагаку из города Тенри...

Автор: Яна Иваницкая

13 марта в здании Национальной оперы Украины состоялся концерт ансамбля старинной японской музыки гагаку из города Тенри. Впервые с искусством гагаку киевская публика познакомилась лишь в 1998 году. И чем глубже анализируешь наши познания о японской культуре, тем больше осознаешь, насколько они поверхностны. Даже в двухтомном словаре, посвященном Японии (год издания 1992, Москва), оказалось множество неточностей, обнаружить которые удалось благодаря организаторам гастролей — фонду «Дальний Восток» и посольству Японии в Украине, издавшим информационный буклет, а также благодаря руководителю ансамбля «Тенри-гагаку» профессору Кодзи Сато.

Итак, гагаку дословно означает «утонченная музыка», которая заимствована Японией из стран Азии, она не является изначально национальной. В 701 году в Японии была создана Гагакуре — первая императорская музыкальная академия. С тех пор гагаку почитают при императорском дворе и главный стиль гагаку (ведь их много и они неотделимы от храма, где происходит исполнение) связан именно с традицией императорского двора.

Принципиально неточными оказались утверждения из названного словаря, о возникновении гагаку якобы в среде самураев. Это искусство возникло значительно ранее. Оно берет свое начало в VIII—IX веках, а во времена самураев (XII—ХV вв.) как раз пережило упадок, поскольку тесно связано с искусством аристократии. Во избежание еще нескольких неточностей стоит отметить, что существует три вида гагаку: канген (чисто инструментальная музыка), утаимоно (вокальная музыка) и бугако (танцы под аккомпанемент).

За тысячу лет заимствованные традиции настолько ассимилировались с японскими, что на сегодняшний день гагаку на самом деле является национальным японским искусством.

До 60-х годов XIX века Япония оставалась изолированной страной, что является историческим парадоксом. Только в конце XIX века открылись ее границы. Японские композиторы начали получать образование в Европе (Косаку Ямада, Киеси Нобутоки, позднее — Ясуди Киесе и Ерицуне Мацудайра). В 1881 году в Японии впервые состоялся концерт европейской музыки, а оперный театр по образцу европейского был открыт лишь в 1920 году («Асакуси-опера» в Токио). В стране начали проходить и гастроли джазовой музыки. Столь неожиданное увлечение новыми традициями и стилями, бесспорно, грозило исчезновением национального искусства. Но старинные сокровища сохранились благодаря особенности японской нации — почитать духи предков, хранить традиции и беречь приобретенное.

Один из девизов японцев — «Совершенствовать в себе спокойствие и красоту». Киевская публика могла убедиться в этом, посетив концерт гагаку. Ансамбль из Тенри отмечает в текущем году свое 50-летие. Он состоит преимущественно из студентов университета Тенри — старейшего лингвистического университета Японии, открытого в 1925 году. За время своего существования ансамбль побывал на гастролях во многих странах: Южной Корее, Тайване, Индонезии, Сингапуре, Таиланде, Гонконге, США, Канаде, Мексике, Колумбии, Китае, Бразилии, Франции, Испании, Италии, Англии... В Киев «Тенри-гагаку» приехал после выступлений в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге. А из украинской столицы японские артисты отправятся в Одессу.

В составе ансамбля наряду с мужчинами можно увидеть женщин. Сегодня японские женщины в противовес сложившемуся стереотипу — беспомощность, зависимость от мужчин — демонстрируют свою индивидуальность, самостоятельность, способность к профессиональной деятельности. Быть может, не последнюю роль играет и то, что «Тенри-гагаку» исповедует древнейшую из так называемых новых религий Японии — «Тенри», (в переводе — Небесная Истина), основателем которой была женщина — Накаяма Мики, родившаяся в 1798 году. Одним из краеугольных камней этой религии является постулат Радости Жизни («еки-гураси»), суть которого заключается в том, что Бог создал человечество для радости и счастья. Руководители ансамбля уверены, что после выступления «Тенри-гагаку» и в Украине станет лучше жить, и воцарится мир.

Ансамбль представил все три вида гагаку. В инструментальной музыке можно было уловить соблюдение принципов звуковой системы японского языка. Речь отрывистая, ведь для нее характерно скопление гласных, а ограниченность слоговой базы предполагает частые повторы, что само по себе расчленяет речь. Музыка также слагается из своеобразных музыкальных рефренов (аналог слогов или слов) и они четко отделяются друг от друга. Особенность инструментальной музыки гагаку заключается и в том, что ведущими инструментами являются духовые, а струнные только поддерживают ритм.

Вокальная музыка гагаку отдаленно напоминает знаменитую средневековую монодию (древнее одноголосие). Это групповое мужское пение в один голос, сопровождаемое инструментальным аккомпанементом. Характер пения отстраненный, медитативный, темп замедленный. Распев одного слога столь продолжителен, что нетрудно потерять начало и конец слов. Это подтвердила переводчица Анастасия Третяк, признавшаяся, что содержания песен не понимает. И добавила: ей рассказывали, что в Японии многие старинные народные песни поются на древнем японском языке. Даже сами японцы часто не понимают, о чем говорится в песне.

В танце большую роль играет символика цвета костюма, маски, а также символика жеста. Издавна японцы культивируют природу, стремясь жить в гармонии с ней. Поэтому даже кимоно, в которое одето Чудовище, расшито «растительностью», свидетельствующей о принадлежности «маски» к определенной местности.

Искусство гагаку — это ритуал, в котором тесно связано слово, музыка и движение. Ритуальность во всем — даже в выходе на сцену, в одновременном приседании на пол и симметрии поклонов, а также расположении артистов во время одевания кимоно за кулисами, для чего требуется не менее получаса. Выдающийся японский композитор Такемицу Тори назвал гагаку «звуками, вертикально поднимающимися до небес». Цель «Тенри-гагаку» — соединить в гармонии Небо и Землю и достичь Небесной Истины еще во время земной жизни.