UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тени предков исчезают централизованно

«Без коріння гине все живе». Из песни Манящей тайной покрыты Скопцы (так прежде называлось село Веселиновка)...

Автор: Лидия Дяченко

«Без коріння гине все живе».

Из песни

Манящей тайной покрыты Скопцы (так прежде называлось село Веселиновка). Скопы — переселенцы из города Скопы (Скопье) — бывшей столицы Дардании, что на Балканском полуострове (как свидетельствует история, Петр I агитировал балканских славян мигрировать в Россию для совместного противостояния Турции). Копец — курган как отметка границ земельных владений (в нашем краю их немало!). Скоп — зарезанный баран. Развитию ткачества и ковроделия в Скопцах способствовало разведение овец. Скопчан даже прозвали «овечниками». Дардиха — могила, Дарды — уголок в селе, Дарда — распространенная в селе фамилия. Только ли старинное оружие дарды является производной от этих названий?

Возможно, об этом больше рассказал бы польский магнат Станислав Потоцкий, который в ХVII в. после казацкого погрома под Лубнами завладел землями над Альтой, Трубежем... Именно к этим землям относились совсем юные Скопцы (XVI—XVII вв.). Что же касается Альты, то юной ее не назовешь. Еще весной 1019 года над водами этой реки Ярослав Мудрый победил Святополка Окаянного. В 1063 году три брата Изяслав, Святослав и Всеволод насмерть встали против половцев. Могилы — молчаливые свидетели — также хранят остатки вещей, принадлежавших нападающим.

Не менее интересны свидетельства этой земли о жителях времен палеолита — находки палеолитических орудий на Полтавщине (ранее село Скопцы относилось к Полтавской губернии Переяславского уезда) 1871 года, мезолита (микролиты — для насадок на стрелы, вставок в копья), неолита, где из трипольской культуры запульсировал источник рисования, гончарства, ткачества и т.д. Поселенцы Полтавщины оставили нам в наследство «гребешковую» керамику, интересные находки зарубинецкой культуры, обнаруженные на Переяславщине.

Экскурс в столь древние времена неслучаен. Бурное развитие цивилизации, модернизация, урбанизация так плотно накладывают свой отпечаток на культуру, что иногда возникает сомнение — украинцы ли мы?

В наши дни модно говорить о духовном возрождении нации, культуры, сохранении памятников истории, архитектуры и памяти о талантливых людях. Но что и как возрождать потомкам, если мы — те, кто еще помнит о жизни своих великих земляков, — ничего не делаем, чтобы сохранить хотя бы то, что имеем? Откуда грядущему поколению знать, что такое «мотовило», «чересло», «жлукто», «рубель» и прочие вещи обихода наших прародителей? Каких же родителей мы дети?!

Дабы потомки помнили, что народные художницы Украины Анна Собачко-Шестак, Прасковья Власенко, народная мастерица Украины ковровщица Наталья Вовк, талантливые ковровщицы Анна Дериболот, Мария Щур, Федора Иванец, вышивальщица Зинаида Дроботенко, известный украинский писатель Владимир Дарда (кстати, год назад еженедельник «Зеркало недели» рассказывал о них) как творческие личности вышли из дома высокообразованной меценатки, поборницы украинского искусства и образования Анастасии Семиградовой, пришлось обратиться в несколько солидных учреждений. Речь шла о реставрации вышеупомянутого дома и создания в нем Музея народных ремесел.

Лига Украинских меценатов (1.10.02.) — отказ.

Государственная служба охраны культурного наследия (13.ІІ.03.) — отказ. Управление культуры Киевской облгосадминистрации (04.10.04.) — отказ.

Собственно, это и побудило обратиться в Киевский областной совет, чтобы «вопрос о регистрации помещения начальных классов общеобразовательной школы в селе Веселиновке Барышевского района Киевской области как памятника архитектуры местного значения с дальнейшей реставрацией и переоборудованием его под Музей народных ремесел рассмотреть на сессионном совете».

Вот что ответил управляющий делами В.Сачко: «Согласно порядку категорий памятников Украины, утвержденному постановлением Кабинета министров Украины от 27.12.2001 г. № 1760, объекты культурного наследия местного значения заносят в Государственный реестр недвижимых памятников Украины по решению центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия (Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики).

На каждый объект культурного наследия составляется учетная документация. Указанная документация составляется органом охраны культурного наследия областной государственной администрации (управление культуры областной государственной администрации, областной центр по охране памяток истории, археологии и искусства), органами охраны культурного наследия местного самоуправления.

К тому же объекты культурного наследия местного значения должны соответствовать критерию аутентичности, а также, по крайней мере, одному из следующих критериев: влияние на развитие культуры, архитектуры, градостроительства, искусств определенного населенного пункта или региона, связь с историческими событиями, верованиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей населенного пункта, региона...

Соответствие каждого объекта культурного наследия указанным критериям оценивается научными (учеными) советами учреждений и организаций, деятельность которых связана с охраной культурного наследия. По результатам оценки оформляется протокол, который затем присылается центральному органу исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия»...

Следовательно, Закон Украины «Об охране культурного наследия» должны выполнять разоренные и униженные крестьяне, из среды которых, кстати, и вышли в мир вышеупомянутые художники? Лишь они должны заботиться о лужице, оставшейся от древних вод Альты?..

Далеко не по одному критерию оценивается веселиновский памятник истории. И далеко не каждому понятно, о каком духовном возрождении говорят с высоких трибун.

С горечью вспоминаются мудрые слова Спасителя: «Нет пророка в своем отечестве!» Как нет места среди односельчан в бывшей альма-матер (бывшем имении Анастасии Семиградовой) нашим гениальным и скромным землякам.

На языке греков Анастасия — воскресшая из мертвых. Когда же воскреснут Анастасии Семиградовы в сердцах украинцев?