UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕНЬ ПРИНЦЕССЫ ДИАНЫ ОТСТУПАЕТ В ВЕЧНОСТЬ

Прошло больше года после смерти леди Дианы, принцессы Галльской. Следствие придерживается версии случайной автокатастрофы...

Автор: Алла Лазарева

Прошло больше года после смерти леди Дианы, принцессы Галльской. Следствие придерживается версии случайной автокатастрофы. Трагический образ принцессы больше не электризует толпу и, да простит меня Бог, не обеспечивает супердоходов желтой прессе.

Однако миф о леди Спенсер еще не исчерпался. Звезда Дианы, растворяясь в вечности, породила некий спутник-сопроводитель, ставший суперпопулярной личностью в Париже.

Рыцаря леди Ди звать Жорж. У него длинные седые волосы, окладистая борода и... пенсионная книжка в кармане. Каждый день Жорж приходит к памятнику Свободы у моста Альма, где разбился автомобиль с принцессой, как на работу. Для него это даже больше, чем работа. Это новый смысл и новый ритм жизни.

В обычные дни «хранитель памяти Дианы» появляется у монумента где-то в полдень и остается на посту до полуночи. Жорж присматривает за порядком, прибирает высохшие букеты цветов, отгоняет по вечерам тот бессовестный народ, который надеется поживиться игрушками и свежими цветами, оставленными Диане.

Накануне годовщины гибели принцессы и особенно в ночь на 31 августа Жорж стал настоящей знаменитостью. Коллеги-журналисты со всех стран мира безжалостно истязали его расспросами, часами лишали пожилого человека возможности перекусить и выпить стаканчик воды. Каюсь, к процессу беспрерывного интервью пришлось подключиться и корреспонденту «Зеркала недели»...

- Я не верю в заговор, - сказал мне Жорж. - Это роковая случайность. Бог послал нам это испытание потерей, чтобы люди поняли, как много значит доброта и как ее мало осталось в наших душах. Так как, когда исчезает такая светлая душа, как Диана, всем становится немного бесприютнее жить.

Жорж «устал от бесконечных американцев и японцев, которые, сами не зная зачем, фотографируются на фоне памятника Свободы». Собственные соотечественники, то есть французы, также утомили его «замкнутой бессердечностью».

- Я убежден, что площадь Альма стоит переименовать в площадь принцессы Дианы, - поделился рыцарь памяти Прекрасной дамы. - Но Парижская мэрия ничего не отвечает на этот запрос...

Возле небольшого памятника - бронзового факела, покрытого тонким слоем позолоты, - ежедневно крутятся туристы. Пусть не в таком количестве, как год назад, но паломничество продолжается. У моста Альма регулярно собираются десяток-другой фанов Дианы. В большинстве своем это романтически настроенные молодые юноши и девушки. Людей притягивает тайна смерти, а также имя, известное всей планете.

Наш знакомый Жорж раздает желающим клейкую бумагу, на которой можно написать пару добрых слов в память о принцессе. Бумажки эти потом приклеиваются на факел, создавая с расстояния нескольких метров странную игру цвета.

Что же до французской прессы, то после скандала с папарацци год спустя издания выглядят вполне достойно. Ни одной фотографии с места аварии, ни одного двусмысленного заголовка. Можно даже сказать, что Франция как бы решила покаяться за ту назойливость, которую, пусть и не по вине страны, пришлось претерпеть принцессе Галльской на французской территории.

В частности, в годовщину гибели Дианы по первому национальному каналу показали художественный фильм, посвященный усопшей. Называется он «Диана - народная принцесса». Фильм очень трогательный - о кристально чистой и непонятой душе, благородном миллиардере, настоящих друзьях и о настоящих подонках-папарацци. Без полутонов и недосказанностей. Люди с фотоаппаратами выглядят в кинофильме настолько мерзко, что, наверное, впервые в жизни было особенно приятно ощущать себя газетчиком, а не фотожурналистом.

«По большому счету, прессе просто нечего принципиально нового сказать о принцессе, которая только начинала формироваться в политическую личность и совсем не отличалась святостью, - написала «Либерасьон». - Желтая пресса не стала скромнее - это Диана больше не приносит доходов. На днях газета «Вуаси» опубликовала весьма нескромные фотографии актера Жерара Депардье на отдыхе с подружкой, «украденные» папарацци. Депардье явно будет подавать в суд. Но в любом случае номер с его фото был распродан рекордным тиражом: 750000 экземпляров».

Так есть ли мораль у этой невеселой истории? Если есть, то не одна, а две. Первая: миф приживается там, где он нужен. Справедливо или нет, для многих одиноких и несильных людей Диана стала воплощением человечности и теплоты. И ее трагическая гибель воспринималась и будет восприниматься как символ «убывания человечности» в жестком современном мире. Этим людям Диана будет нужна еще долго - пока память о ней не затмит новый, более яркий миф.

Вторая мораль, и это, увы, не ново, касается взаимосвязи спроса и предложения. Та же желтая газета «Вуаси» после гибели Дианы взялась было культивировать в себе комплекс вины и даже распространила среди читателей вопросник: «Считаете ли вы, что, покупая издания с фотографиями Дианы, вы невольно участвовали в смертельной на нее охоте?» Мучимое угрызениями совести издание решило было поднять планку моральных требований к себе. И увы, констатирует один из заместителей главного редактора «Вуаси», мы тут же начали терять читателя. Вкусы толпы не меняются даже под влиянием событий с мировым резонансом.

Тень принцессы Дианы, ставшей легендой не так при жизни, как после смерти, понемногу отступает в вечность. Как и положено. О ней будут помнить те, кому была по-настоящему близка и знакома эта женщина. И те, кому больше некого вспоминать.