UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕЛЕЖИЗНЬ «ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»

Интервью с президентом телекомпании «Золотые ворота» Евгением ПРОСВЕТОВЫМ - Как появилась в телеэфире Украины телекомпания «Золотые ворота»?..

Автор: Алексей Кононенко

Интервью с президентом телекомпании «Золотые ворота» Евгением ПРОСВЕТОВЫМ

- Как появилась в телеэфире Украины телекомпания «Золотые ворота»?

- Телекомпания «Золотые ворота» создавалась как акционерное общество закрытого типа, но оно открыто для любого желающего. Мы хотим и будем увеличивать уставный капитал до бесконечности много. Мы прекрасно понимаем: для того чтобы приобретать передовые телевизионные технологии, - они стоят очень дорого, - нужны большие деньги. Таких денег у меня и у моих партнеров на сегодня нет. А заниматься халтурой, выпускать не конкурентоспособную продукцию - это не телевизионный бизнес, это административный бизнес, так называемый: принести кассету на эфир, выпросить рекламную минутку, и, может быть, на этом заработать.

«Золотые ворота» спасены тем, что наши учредители не живут с телевизионного бизнеса. Вкладывая деньги в телеоборудование, они хотят прежде всего, чтобы это телевидение стало качественным и конкурентоспособным на украинском рынке.

Но в то же время они не меценаты. Они понимают, что они вкладывают деньги в то, что через три - пять лет, когда экономика Украины задышит, когда закончится кризис неплатежей, начнет выпускаться продукция, ее нужно будет рекламировать, потому, что будет повышаться покупательная способность населения, компании будут драться за потребителя и рекламное время будет дорого стоить - тогда пойдет возврат вложеных денег.

Неужели мы не можем в своем государстве создать смотрибельный эфир?

Юридические лица, вложившие деньги в т/к «Золотые ворота» - это не лавочники, не бандиты, не сиюминутные «крутые». Это люди, которые имеют гражданскую позицию, которые заработали деньги в другой сфере бизнеса и вложили их в перспективное дело. На сегодняшний день у нас четыре финансовых крупных учредителя: АО «Энергоатом», АО «Интергаз», строительно-инвестиционная компания «ПСП» и Центр компьютерных телевизионных технологий. Но внизу под всеми деньгами лежит очень дорогой «первый цент», первый взнос общества «Сфера» и МП «Планета».

Сейчас участие принимает и Фонд содействия развитию искусств, особенно в музыкальных и культурологических проектах. Они вложили деньги и ни разу еще не обратились за льготным рекламным временем. Т. е. дивиденды пока получают все у экранов телевизоров, как акционеры, которые вложили деньги, так и телезрители.

- А кто ваши основные партнеры в телебизнесе?

- Изначально была и, надеюсь, будет Национальная телекомпания Украины, которая оказала нам доверие, мы его оправдали, набираем обороты, выпускаем все больше качественной продукции. Но главное, конечно, то, что наши акционеры согласны с тем, что дивиденды пока должны направляться на техническое усовершенствование и на обеспечение персонала. Это дало возможность

т/к «Золотые ворота» делать значимые шаги вперед. Сегодня мы в неделю выпускаем восемнадцать авторских телепрограмм.

- Технические возможности позволяют?

- Я считаю, что мы сегодня обладаем лучшими по качеству в Украине мобильными ПТС, цехом компьютерной графики, пятью монтажными аппаратными. У нас есть профессионалы, мы обеспечиваем людей съемочной техникой, просмотровыми, средствами связи. Мы считаем, что производство телевизионных программ надо ставить на индустриальную основу, и не считаем, что это плохо. Высокие технологии позволяют индустриальным методом выпускать высококачественную продукцию. И чем ее больше, тем ниже ее себестоимость - она более конкурентна.

- Как к вам приходят кадры?

- Было много. То есть прошло много людей. Остались в основном молодые, те, кто не проникся духом бывшего государственного подхода, мол, все бесплатно. Мы экономим каждый час монтажа, каждый час съемки, не эксплуатируем деньги акционеров на выжимание прибыли, и акционеры этого не делают. Чем больше мы денег экономим, тем больше вкладываем в постановочные, в расходные материалы, в конечный наш продукт. Основной принцип - сумасшедшая экономия сил и средств, их рачительное использование.

- Так все хорошо, правильно и гладко? И никаких проблем?

- Ну почему же?! По мере того как мы развиваемся и продвигаемся вперед, у нас появляются, кроме друзей, и недоброжелатели, завистники, которые пытаются подставить ножку из-за угла.

Телекомпания придерживается лозунга: наша политика - никакой политики. Но сегодня это невозможно. Разнообразие и свобода жанров наших программ не могли бы быть осуществлены ни при коммунистическом режиме, ни при любой диктатуре. Развивая свободу творчества, мы работаем на укрепление демократии, на то, чтобы человеческие ценности были во главе угла, а все остальное должно работать на человека. Лошадь все-таки должна быть впереди телеги, так логично, так правильно. Как мы ни пытались идти по острию и не зацепить ничьих интересов, это не всегда удается. Да и развитие независимой большой телекомпании не всем нравится. Отсюда слухи, сплетни. Какие деньги нам только не приписывали: и партийные, и бандитские, и мафиозные, и наркобизнеса... авторы сплетен просто не могут понять, что заработать деньги можно в результате кропотливого труда.

- Но сегодняшние отношения с государством очень сложные у многих структур. Большинство руководителей мелких, и средних, и крупных структур, с которыми я встречался, говорят, что при нынешних налогах не нарушать законы, не обманывать государство не возможно. А если нарушаешь, значит, ты все время под прицелом. Только сделал неугодный жест - и за тебя возьмутся.

- Да!.. Есть такая народная мудрость: большому пароходу - большая труба! И когда ты превращаешься в «большой пароход», то большую трубу тебе пытаются «приделать». Действия идут совершенно стандартные - проверки налоговой инспекции. И когда, казалось, придраться уже не к чему, вступают в бой последние аргументы. Составляется акт проверки с неимоверными цифрами, и ты потом должен доказывать, что не виноват, «отмываться». На это уходит время, это парализует деятельность. То есть, крадут драгоценное время, идет потеря темпа в развитии. К сожалению, законодательная база такова, что привлечь к ответу конкретное лицо, в данном случае налогового инспектора, не возможно. Если даже докажешь, что он не прав, в лучшем случае он получит выговор. Мы же, оплатив иск, не получим ни карбованца компенсации. Получается, что у государства, как раз, телега стоит впереди лошади, интересы личности на второстепенном плане.

- Видимо, вас эта чаша не миновала?

- В настоящий момент по проверке деятельности т/к «Золотые ворота» за два года деятельности - кстати, организации проверяются раз в два года, у нас же это восьмая или девятая проверка - сумма санкций в акте проверки, предъявленная к платежам, превысила в восемь раз размеры уставного фонда телекомпании и в четыре раза двухгодичный оборот. И это не обналичивание денег или невозврат кредитов, а обыкновенная текущая хозяйственная деятельность. Сегодня в Кабинете министров уже поняли, что за невозврат кредита пеня не должна превышать 50% взятого кредита, т. е. с человека нельзя содрать семь шкур, а у инспекторов налоговой инспекции руки развязаны. Предлог - накачать денег в бюджет.

- А какой выход?

- Есть много путей выхода из ситуации, вплоть до перерегистрации, но мы предпочитаем цивилизованный. У телекомпании достаточно разумные партнеры, есть несколько консалтинговых и аудиторских фирм, которые готовы к действию. Ведь вопрос стоит о чести т/к «Золотые ворота». Подобные действия вызвали шок у наших партнеров, Национальной телекомпании Украины, потому что «Золотые ворота» за два года безвозмездно выполнили работ для Национальной телекомпании на огромную сумму.

Сейчас с открытием новой Киевской государственной региональной телекомпании мы единственные, кто подставил плечо, предоставив монтажную технику, павильон бескорыстно. Видимо, это кому-то не дает покоя.

- Зависть, недоброжелатели. Но, может, есть причины поглубже такой ситуации с т/к «Золотые ворота»?

- Все эти проверки - это не случайность. «Золотые ворота» задумывалась как муниципальная телекомпания. 51 процент уставного капитала должен был принадлежать фонду коммунального имущества Киевского городского Совета народных депутатов. Но, увы! Взнос в течение года не был сделан, и фонд коммунального имущества из состава акционеров нам пришлось вывести. Но несмотря на это работать с государственными телекомпаниями мы продолжали, и с Национальной, и с вновь созданной региональной.

А вот скрытый прессинг, который идет в данное время, есть результат того, что «Золотые ворота» не стали карманной телекомпанией. Мы определились: телекомпания занимает государственную позицию, работает на объединение усилий демократических сил, не ура-патриотов, а настоящих демократов. Мы рассматриваем предложение о принятии в акционеры зарубежного партнера. К тому же, кроме музыкальных и развлекательных программ, начали давать в эфир общественно-политические. Все это кому-то не нравится. Нас хотят дискредитировать.

Проверку проводила налоговая инспекция Железнодорожного района города, не два инспектора, как должно быть, а один, но мы-то понимаем, что ветер дует не с железной дороги, а с Крещатика.

Все началось с момента создания телекомпании «Киев», которая создана с нарушением украинского законодательства.

- Но такие ситуации могут возникать и впредь, и не только с вами.

- Мы это поняли, потому и создали Национальный совет производителей телепродукции в Украине, объединились в этой общественной организации с другими производителями с целью защиты украинских студий продакшн. И если в нашей государственной политике во главу угла будет поставлен человек, наша организация будет работать эффективно. В настоящее время мы готовим съезд производителей телепродукции, чтобы привлечь еще больше людей из регионов. Мы, производители, готовы и хотим работать с государственным телевидением. Мы предоставляем продукт, изготовленный на высокоэффективной технике профессиональными людьми, а государственное телевидение, которое не имеет достаточных средств, предоставляет то, что оно может дать, - сигнал, возможность нам вещать эту продукцию в эфир.

- Очень серьезный вопрос, болевая точка, - реклама. Какова, на ваш взгляд, ситуация в украинском телеэфире?

Рекламные агентства предпринимают шаги к объединению, а, объединившись, они будут играть на понижение цены в приобретении программного продукта, прикрываясь при этом высокими государственными идеалами. Россия пережила рекламную войну, итог ее печален - гибель Влада Листьева.

Я предлагал и предлагаю создать единый рекламный холдинг, в котором бы контрольный пакет акций имело государство. Его учредителями должны стать прежде всего студии продакшн, производители. Они будут заинтересованы в рачительном использовании средств. Рекламный агент - посредник, ему нужно подешевле купить и подороже продать. Он не заинтересован вкладывать деньги в развитие. То есть рекламные агентства будут душить производителя телепродукции до тех пор, пока производитель не задергается в конвульсиях.

Так вот, значительный пакет акций должен принадлежать производителям (контрольный, я уже говорил - государству), и незначительное количество акций - рекламным агентствам.

В сельском хозяйстве ведь до этого уже додумались. Перерабатывающие предприятия - посредники - не должны диктовать цены, это должен делать производитель. Почему не сходить за опытом к аграриям? Жизнь заставит это сделать, только какими потерями...

- У вас достаточно единомышленников в этом проекте?

- Ни один государственный муж в телемире не сказал «нет» на мои предложения. Каждый в отдельности даже положительно откликается. Но при создании структуры мое предложение не учитывается. То есть получается, что они живут сегодняшним днем, а ведь думать-то надо о завтрашнем.

- Каковы ближайшие перспективы в деятельности телекомпании?

- Мы занимаемся созданием радиоканала. И, что очень важно, готовим базу для так называемого полигона новых телевизионных технологий, которые будут приобретаться. Будем осваивать эти технологии, проводить обучение сотрудников национальной телекомпании, готовить профессионалов и рекомендовать опробованные технологии для приобретения.

- Телекомпания «Золотые ворота» выступает за приоритет частного капитала?

- Телекомпания за нормальное существование частного и государственного капитала, но против повальной коммерциализации. К примеру, 26 апреля мы, коммерческая структура, освещали Чернобыльский марафон с площади Независимости. Естественно, делали мы это безвозмездно. Почему эту задачу выполняла не государственная или не региональная компания - такой вопрос мы просто не ставили. Но мы столкнулись с тем, что даже органы охраны правопорядка на наши просьбы об охране откликались предложением заключить договор об оплате! Коммерческая телекомпания «Золотые ворота» работает безоплатно, а государственные структуры требуют деньги. Это же ненормально.

У меня родители живут в России, там друзья-товарищи. И я хочу, приехав к ним, гордиться своей страной, Украиной. Хочу иметь право сказать, что мы создали общество, работающее на человека, обошли все военные конфликты и решили то, что не удалось другим странам бывшего социалистического лагеря.