UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ УРОКИ НЕТЕРПИМОСТИ

Спецпроект канала «1+1» называется «Бабий Яр. Уроки нетерпимости». Он был приурочен к 60-летию этой с...

Автор: Анна Соболевская

Спецпроект канала «1+1» называется «Бабий Яр. Уроки нетерпимости». Он был приурочен к 60-летию этой скорбной даты, когда в сентябре 1941-го в Бабьем Яру погибли десятки тысяч евреев, цыган, славян и представителей многих других национальностей, членов антифашистского подполья. Киевская трагедия — один из страшных примеров человеческой нетерпимости. Этому, а точнее, усвоению уроков прошлого, и планировалось посвятить телемост. Однако жизнь внесла свои коррективы. Теракты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне с жуткой очевидностью прямого эфира продемонстрировали, что ненависть и нетерпимость — расовая, национальная, политическая, межконфессиональная — по-прежнему правят миром, толкая человечество к трагедиям планетарного масштаба. Соответственно, и спецпроект канала «1+1» несколько изменил форму и наполнился новым содержанием. Собственно, начался он пару недель назад, когда на канале был показан концерт-реквием «Америка отдает дань героям», посвященный погибшим 11 сентября и тем, кто ценой собственной жизни пытался предотвратить размеры трагедии.

Но центральная часть спецпроекта — телемост «Бабий Яр. Уроки нетерпимости», соединивший спутниковой связью участников, собравшихся в киевской студии, со студиями в США, Израиле, России и Праге. Каков же главный итог телемоста? Увы, не особо оптимистичный. Как верно заметила известная правозащитница, вдова академика Андрея Сахарова Елена Боннэр, после Холокоста и Нюрнберга казалось, что ничего подобного больше не повторится. Вынуждена констатировать, сказала она, терпимости и толерантности в мире не прибавилось. Прибавились только слова о них. Трудно не согласиться с этим утверждением. Как трудно признать, что на телемостах можно изобрести панацею от бед человечества. Но ведь очевидно и другое. Четко, ясно и аргументированно сформулированная проблема так или иначе приближает нас к ее решению. И вот тогда значение подобных телемостов приуменьшать не стоит. Тем более что «1+1» сразу же задал четкий темпоритм, не оставил времени на словесные повторы и общие места. Да и разнообразные, насыщенные информацией видеосюжеты определили направленность обсуждения — от непосредственных уроков Бабьего Яра (не надо думать, что они принадлежат лишь истории 60-летней давности: Лев Анненский в московской студии со всей очевидностью доказал вполне явные и страшные параллели между событиями Холокоста и нынешними) до идеологии терроризма как такового. Надо заметить, что глубину разговору придавало не только умелое ведение телемоста (Ольга Герасимьюк, Вячеслав Пиховшек, Лесь Терещенко и Алла Мазур — на связи со студиями), не только чисто телевизионные приемы, но и, естественно, уровень участников — известные политики, дипломаты, политологи, представители религиозных общин. Так неужели сталкивание цивилизаций все-таки неизбежно? Да нет, конечно. В принципе мы все должны научиться самой малости: жить, сосуществовать с другими, не такими, как мы. Как раз это и оказывается самым трудным. Об этом и документальный фильм Павла Чухрая-младшего «Дети из бездны», демонстрацией которого завершился телемост. Эта картина является частью международного проекта «Разбитое молчание» и входит в созданный Фондом Шоа, организованный Стивенсом Спилбергом, международный пятисерийный документальный сериал о Холокосте. «Дети из бездны» — сочетание личных воспоминаний тех, кто пережил ужас Холокоста и Бабьего Яра, и сотен метров уникальных архивных документов. Потрясающая по силе и трагизму работа.

А завершится спецпроект канала завтра — показом фильма «Человек, которого ищет весь мир». Речь идет об одном из самых богатых людей мира, финансисте террористического движения, личном друге саудовского короля Абд аль-Азиза и вдохновителе священной войны с американцами и их союзниками Усаме бин Ладене.