UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕЛЕВИДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

В одной из бесед генеральный продюсер канала «1+1» Александр Роднянский признался, что он не верит ...

Автор: Анна Соболевская

В одной из бесед генеральный продюсер канала «1+1» Александр Роднянский признался, что он не верит в «нишевое» телевидение, то есть отдельное для детей, отдельное для подростков, отдельное для взрослых, отдельное для врачей или инженеров. Канал изначально стремился быть популярным, а значит — интересным для разных общественных групп, слоев и возрастов. Но при этом — и это принципиально важный момент — не превращаться в попсу и не скатываться на уровень абсолютного маскульта (а ведь зачастую все тот же рейтинг именно к этому подталкивает многие каналы). Иными словами, будучи успешным и смотрибельным, «1+1» стремился оставаться стильным и интеллигентным. Возможно ли это, возможно ли впрячь в одну телегу коня и трепетную лань? Ну, во-первых, популярность и интеллигентность далеко не столь взаимоисключающие понятия, как это принято считать, что, кстати говоря, подтверждает и практика самого канала. А потому на «1+1» среди бесконечного потока массового телевизионного продукта ранее реже, а теперь с отрадной регулярностью появляются островки или даже архипелаги живого воздуха. Я имею в виду серию спецпроектов, которые появились на канале, конечно, не вчера, но именно в нынешнем сезоне стали, во всяком случае для меня, определяющими в лице канала.

Все они очень разные по своей направленности, а соответственно и исполнению. Тема и, главное, автор определяют форму реализации спецпроекта. Потому это всегда неожиданно, нестандартно и очень интересно. Благо и авторы на канале собрались с «лица не общим выраженьем» — Ольга Герасимьюк, Юрий Макаров, Валерия Мирошниченко, Анатолий Борсюк и, я бы добавила, Валентина Руденко. Каждый со своей интонацией и стилем, и со своими пристрастиями — от культуры и истории до криминала и политики. Впрочем, круг интересов их столь разнообразен, что, к счастью, каждого из авторов трудно вместить в определенные тематические рамки от сих до сих, их профессионализм поистине универсален. Ну, скажем, Ольга Герасимьюк. Едва ли не единственная на украинском ТВ она подымала темы социального неблагополучия, темы болезненные, трудоемкие и неблагодарные, поскольку действенность современного телевидения весьма условна. К тому же на них — на болезнях общества в целом и бедах конкретного простого человека в частности — модное имя себе не сделаешь. И потому среди журналистов за них берутся единицы. Ольга была (и остается) не просто одной из немногих, а номером первым. За что и слывет народной заступницей. Хотя выражение это довольно пафосное, да, вероятно, самой Герасимьюк изрядно приелось, но на самом деле оно очень точное. И вот правдоискательница, к образу которой мы так привыкли (а привычка и даже любовь телезрителей довольно эгоистичны), вдруг обращается к политике, вернее — политику она делает объектом своих журналистских расследований. Сначала в документальном фильме «Міф про міф про Львів» она исследует вопросы проявления национального сознания на фоне политической интриги, а во втором проекте «Несколько дней с Президентом» Герасимьюк попыталась дать крупный план или, я бы сказала, неожиданный ракурс главы государства, фигуры знаковой, как говорит автор. Что любопытно в этом проекте? С одной стороны, Ольга пытается показать Президента в неформальной обстановке (насколько он это позволяет), с другой — не может не касаться политической и экономической ситуации в стране. Но последним-то как раз телезрителей не удивишь. По сути, это и стоит во главе угла политической журналистики. Но в том-то и дело, что даже обращаясь к ней, Герасимьюк остается верна себе — она воспринимает действительность через простого человека, задает вопросы, волнующие подавляющее число телезрителей, не вхожих в коридоры власти, и которые до этой самой власти с вопросами достучаться не могут. Другое дело — получает ли она ответы. Ну что ж, это может стать темой следующего документального проекта.

Кстати, слово «документального» здесь особенно важно. Ведь все эти столь разные спецпроекты канала вместе составляют документальную историю страны глазами очевидцев и шире — место нашей страны в нынешнем мире, а значит, помогают нам самим понять, кто мы и какие мы. Признаться, далеко не всегда осознание этого приносит чувство удовлетворения.

Спецпроекты Анатолия Борсюка, сделанные в жанре телевизионной криминальной документалистики, — «Время войны» и «Прыжок зверя», смотреть тяжело. Но, мне кажется, необходимо. Не для того, чтобы пощекотать нервы на сон грядущий, а именно для того, чтобы понять, в каком обществе мы живем, чтобы осознать удручающую истину: криминальный беспредел существует не где-то там, на человеческом «дне», а рядом, едва ли не на соседней улице.

Сам Анатолий Борсюк не раз признавался, что ему было довольно сложно переключиться с интеллектуально-творческих «Монологов» на «уголовно-чернушный» проект. Но к этому вопросу он подошел философски, решив для себя, что состоявшееся общение с гениальными творческими личностями эпохи — это экстрем со знаком «плюс» (положительная аномалия), а «персонажи» преступного мира — это социальный экстрем со знаком «минус».

Первый проект «Время войны» затронул много проблем — социальных и философских, индивидуальных и общечеловеческих. Одна из них — проблема трактовки самой природы преступления с точки зрения психиатрии. Свое журналистское расследование Анатолий Борсюк продолжает в «Прыжке зверя». Главное действующее лицо — одиозная фигура преступного мира Анатолий Оноприенко.

Автор ставит вопрос: может ли нормальный человек с нормальной здоровой психикой хладнокровно убивать людей, не раскаиваясь в содеянном. Если судебно-медицинская экспертиза признает Оноприенко психически здоровым человеком, таким, каким каждый из нас считает себя, значит ли это, что любой может совершить такое преступление? Задумываться об этом, согласна, не очень-то приятно, но, повторяю, необходимо, чтобы понять, какие мы есть и в какой стране живем.

Впрочем, канал «1+1» вовсе не намерен фиксировать нашу жизнь только в черно-белых тонах, рассказывать исключительно о крайностях. Жизнь, к счастью, многообразна и увлекательна. В ней происходит много приятного. Например, снимается (или снималось?) кино. О культорологических спецпроектах канала поговорим в следующий раз.