UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕЛЕМОСТ РАЗДОРА ИЛИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ?

9 октября состоялся первый телемост в прямом эфире между «1+1» и ОРТ - событие, которое долго ждали, к...

Автор: Анна Соболевская

9 октября состоялся первый телемост в прямом эфире между «1+1» и ОРТ - событие, которое долго ждали, к которому долго готовились и которое задолго до осуществления на «1+1» назвали беспрецедентным проектом на украинском телевидении. С чего бы это, удивится иной читатель. Ведь телемосты - скорее примета 80-х, времен перестройки и гласности. Именно тогда они имели оглушительный резонанс. Первые советско-американские телемосты Владимира Познера и Фила Донахью стали безусловным прорывом свободы, взглядом за «железный занавес». Но сейчас-то другие времена. Да и потом, Россия и Украина это все-таки не Советский Союз и США. Ведь мы еще недавно жили общим домом. Ну чего такого мы друг о друге не знаем, чтобы стоило собираться в студиях и обсуждать посредством народной телевизионной дипломатии.

Оказывается - стоит. Более того, кажется, некоторое время мы уже упустили. Доказательство этому даже не идея, положенная в основу телемостов и декларированная его создателями, - обсуждение экономических, политических, культурных проблем, разрушение устаревших мифов и стереотипов. А два сюжета, снятых украинскими и российскими тележурналистами в одной из киевских и одной из московских школ. Вопрос, который они задавали детям, был абсолютно невинен: что вы знаете о России (соответственно - об Украине). Ответы способны привести в шок любого здравомыслящего человека. Тут уж не до амбициозных выяснений: наше - ваше, да зачем границы, да зачем таможни (на что и по сей день не перестают сетовать многие российские деятели культуры, наезжающие в Украину). Таможни, выходит, задевают куда больше, чем слова 10-летнего московского школьника о том, что Украина - это город где-то на границе с Белоруссией. Или на вопрос: кто такой Тарас Шевченко, следует нерешительный ответ: кажется, футболист. Надо признать, наши дети, хотя и не блистали глубочайшими познаниями, но представление о соседях имели куда более точное, хотя взрослыми, присутствующими в студии в Москве, оцененные как политически заангажированные. Это потому, что киевские школьники упомянули о взрывающихся домах или о том, что при Сталине с Украины вывозили хлеб?

Так нужны ли нам телемосты? Есть ли между нами занавес если не железный, то непонимания и отчуждения? И нужно ли его попытаться ликвидировать? Конечно. И положи организаторы телемоста в основу первого хотя только этот единственный сюжет о детях, предложенный, кстати, журналистами «1+1», нужный всем разговор мог бы состояться. Но - не сложилось.

Лично у меня именно поэтому первый телемост вызвал чувство разочарования. Впрочем, не стоит спешить присоединяться к возмущенному хору СМИ, со всем сарказмом, обрушившимся на ведущего с украинской стороны Мыколу Вересня. Дескать, и словесный поток Александра Любимова, который принимал гостей и участников в студии ОРТ, не мог вовремя остановить, и слово нашим меньше давали, и вообще, где его пресловутое умение владеть ситуацией в эфире. Все так - да не совсем. Александр Любимов был действительно неудержимо напорист. Но, мне кажется, в этом не столько сказывается его профессионализм, сколько самоуверенность на грани... Сами догадываетесь - чего.

И потом, не стоит сбрасывать со счетов, что Вересень оказался в заведомо невыигрышной ситуации. Для «1+1» практически полной неожиданностью оказалось присутствие в московской студии премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко, равно как и Владимира Путина. Вполне естественно, что присутствие двух таких персон требует определенных, если можно так выразиться, ритуальных действий: обмена любезностями, предоставления слова и т. д. То есть разговор изначально переместился в московскую студию. Да к тому же и присутствующие высокие гости не особо стремились перевести его в серьезную плоскость: эфир проходил за час до начала судьбоносного матча между Украиной и Россией. Таким образом, событие, признанное было стать лишь поводом для разговора, заняло во многом внимание присутствующих.

Кстати, опять-таки о них, о присутствующих. Почетные и уважаемые гости телемоста, с одной стороны, придают ему солидность, но с другой, делают разговор слишком официальным и, по сути, формальным. Гостями студии «1+1» были Леонид Кравчук, Владимир Горбулин, министр иностранных дел Борис Тарасюк. В студии ОРТ: Виктор Черномырдин, министр иностранных дел Игорь Иванов. Каждому есть что сказать, у каждого - достойное внимания суждение. А ведь было еще множество интереснейших гостей. Но на все про все - без малого час времени (телемост по плану должен был идти в полтора раза дольше). А тут еще Александр Любимов, то и дело стремящийся «перетянуть одеяло на себя». Ну не в перебранку же, право слово, с ним вступать. Конечно, нет. Привлечь внимание в такой ситуации можно только интересным мнением, завязать важный для обеих сторон диалог. Вот это как раз не получилось. Получилась скороговорка (причину см. выше). Думаю, в будущем (а будущее у телемостов, уверены на «1+1», будет) именно к этим моментам надо относиться особенно внимательно.

И еще о будущем. Как ни странно, но первый телемост, несмотря на его очевидные недостатки, внушает оптимизм. Ну хотя бы перечнем тем, которые были на нем затронуты - проблема государственной границы, возможность вступления Украины в НАТО и т. д. Каждая из них вполне самодостаточна, чтобы стать предметом двустороннего обсуждения. И если оно произойдет в дальнейшем, то без сомнения станет полезным всем.

Следующий телемост с Польшей (канал POLSAT) намечен на 23 октября, а 29 планируется телемост Украины, России и Беларуси.