Как-то в беседе Юрий Макаров, автор и ведущий программы «Телемания», признался, что давно ощущает себя человеком, который должен постепенно догонять поезд. Странное, на первый взгляд, признание. Но - очень точное. Ведь на самом деле в роли догоняющего находится любой журналист, а телевизионный - особенно. Жизнь стремительно меняется, не успеваешь оглянуться - другой темп, ритм, вкусы, даже, если хотите, звуки (ведь звуковой образ времени не менее, чем все другие, подвержен изменениям). К тому же телевизионщик, как никто из представителей СМИ, зависим от бурно развивающихся телевизионных технологий. Зазеваешься и сразу окажешься в аутсайдерах зрительского внимания. Вот и получается, чтобы адекватно отражать этот вечный марафон под названием жизнь, причем отражать современными средствами, журналист действительно должен все время догонять поезд, то есть меняться и искать новые творческие формы и приемы. Это только люди недалекие, или слабые, или попросту неталантливые боятся поменять раз удачно найденный образ или формат программы.
Макаров уж точно не из их числа. Вел себе респектабельную, интеллигентную и раздумчивую «Телеманию». Конечно, рейтинги у нее были не сумасшедшие - не тот жанр. Но зато был постоянный и стабильный зритель, которым может гордиться любой канал. Но автор предпочитал медленно, но неуклонно меняться. Едва мы успели привыкнуть к последнему облику «Телемании», где вроде бы сохранялись все привычные ингредиенты (авторы, темы, сюжеты, тональность), но все было преподнесено и «заправлено» по-иному: гости в студии, новый дизайн, диктующий новую форму, а то и содержание. Так вот, едва мы успели привыкнуть и даже где-то эту программу полюбить, Макаров и его команда берет тайм-аут. Дескать, ждите обновленную «Телеманию».
Дождались. В минувшую пятницу программа вышла неузнаваемой. Неожиданной. И неожиданной - со знаком плюс, что сегодня, увы, в жизни и на ТВ происходит ой как не часто.
По сути, это совсем другая программа. Пожалуй, единственным связующим звеном с прежней «Телеманией» является ведущий - Юрий Макаров. Он по-прежнему деликатен, умен, ироничен и не агрессивен (это нынче редкое качество на телеэкране). Но на мой взгляд, «звена» больше, чем достаточно. И наверняка, именно оно у прежних поклонников программы априори вызывало доверие. Впрочем, новая «Телемания» не нуждается в авансах.
Тему, которую избрали создатели программы, удачней выбрать было нельзя. Это - Крещатик. Мы сегодня много говорили о «злагоді» в обществе, о каких-то цементирующих моментах в раздрае нашей жизни. Кидаемся из крайности в крайность. А чего искать-то? Ведь вот она вся на виду: улица, которая для нас стала больше, чем улицей. Улица нашей истории, нашего детства, юности, зрелости и - наших надежд.
В программе Макарова каждый найдет что-то для себя. Я нашла почти все. В этом рассказе о Крещатике, а по сути точно и метко сделанном срезе нашей новой и новейшей истории, я увидела и историю собственной семьи (до сих пор в подробностях помню рассказы бабушки о взрывающемся Крещатике, а как здесь не вспомнить о пережитых ею годах оккупации и т. д. и т. п.), и увидела Крещатик своей юности (хорошо помню тот самый портрет Брежнева у кинотеатра «Дружба», на который каждый год лихорадочно пририсовывали «звездочку»), и Крещатик своих надежд и, увы, разочарований…
Именно в этой пронзительной личностной ноте и заключается притягательность программ, подобных «Старой квартире» или проекту Леонида Парфенова. А теперь - о «Телемании» (конкретной программе о Крещатике). Не в ностальгии по прежним временам, эпохе «великих свершений», победных социалистических будней. Это - обращение к нашей эмоциональной памяти, которая зачастую оказывается сильнее рациональных доводов. Это - беспроигрышно. И очень полезно. Хотя бы для того, чтобы понять самих себя теперешних. Ну а кому пока в силу возраста нечего вспоминать, эта программа окажется очень полезной, дабы понять, что их жизнь началась не с чистого листа. Кое-что уже было написано…
Ну и, конечно, вряд ли бы «Телемания» произвела столь мощное впечатление, не будь блестящей режиссуры Сергея Маслобойщикова, столь стильно, образно точно и объемно работающего с изображением, с кадрами хроники, фрагментами из игровых фильмов.
Это было красиво, умно и талантливо. Придется теперь в программе ТВ «Телеманию» подчеркивать красным карандашом, чтобы не пропустить. Надеюсь, не зря…
Юрий Макаров может быть доволен собой.