UA / RU
Поддержать ZN.ua

Технические ухищрения — украинским художникам

На днях в Украине стартовал проект "Лаборатория перформативных медиатехнологий I-Reflections Lab: личность в медиапространстве" от известного хореографа и перформера Марии Пятковой.

Автор: Екатерина Мащенко

Этот режиссер мультимедийных проектов с многолетним опытом создания танцевальных, импровизационных и медиаспектаклей по всей Европе приедет в Украину, чтобы научить наших художников работать с самыми современными техниками перформативного искусства.

Проект I-Reflections Lab инициировал и осуществляет Национальный союз театральных деятелей Украины при поддержке Украинского культурного фонда. Партнер проекта - Институт проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины.

К бесплатному участию в I-Reflections Lab со всей Украины приглашаются художники, работающие с движением и танцем, актеры, режиссеры, видеохудожники, операторы, фотографы и все, кого интересует перформативное использование медиатехнологий.

Проект состоит из нескольких этапов. Для участия в отборе нужно подать анкету-заявку не позднее 20 августа. После отбора 15 счастливчиков пригласят к участию в воркшопах. Мастер-классы от режиссера Марии Пятковой и медиахудожника Евгения Ващенко будут проходить 25–28 сентября в столице в Институте проблем современного искусства. Там же 29 сентября состоится открытый показ перформанс-работ участников во время интерактивной медиавыставки I-Reflections.

Хореограф-постановщик Берлинского мультимедийного театра Рost theatre, автор проекта I-Reflections Lab Мария Пяткова говорит: "Работа с мультимедиа на сцене приобретает все большую популярность в мире. Ведь современное общество, как и современный театр, уже вряд ли можно представить без их участия. Мультимедийные технологии - стандартный и довольно мощный инструмент при создании театральных или танцевальных спектаклей и перформансов, выставок и инсталляций. При этом решающими для качества спектакля становятся не технические ухищрения, а умение грамотно применить технологии в контексте современного спектакля, не утомляя при этом зрителя и актеров многочисленными эффектами".

Овладение медиатехнологиями, которые активно внедряются в аудиовизуальном искусстве, актуально и для украинского перформативного искусства. С одной стороны, новые технологии уже давно стали неотъемлемой частью некоторых, но немногочисленных украинских постановок, с другой - мы видим крайне осторожное отношение к медиатехнологиям со стороны многих творческих коллективов. Среди причин - нехватка специалистов, технического оборудования, а главное - непонимание, как и зачем использовать медиатехнологии в театре, опасение, что театральная постановка потеряет самобытность и присущую театру способность к живому общению со зрителем.

Однако новейшие технологии могут пригодиться театру именно для усиления эмоционального влияния на зрителя. Более того, современное медиаискусство перестает быть фоном для актерской игры. Оно хочет вовлечь актера-исполнителя во взаимодействие с новой реальностью, созданной с помощью технологий. Все это позволяет посмотреть на исполнительское искусство под новым углом зрения.

"Этот проект интересен тем, что транслирует опыт использования технологий экспериментального медиаперформанса в театрально-хореографическое искусство, - рассказывает художник Евгений Ващенко. - Анализ поведения тела человека и цифровые медиаприемы, созданные мной или усвоенные как опыт в результате участия в многочисленных европейских фестивалях перформанса, могут быть вполне приемлемыми и для современного театра".

В рамках лаборатории участники будут учиться работать с проекциями, камерами и сенсорами. Ознакомятся с современными техниками видео- и фотосъемки, программированием визуальных эффектов (Max MSP, Touch Designer) и технологией захвата движения (Motion Tracking). Будут создавать собственные медиаинсталляции, перформансы на темы, связанные с цифровым представлением личности.

А во время воркшопов будут рассмотрены многие вопросы, а именно: какие возможности открывают технологии для креативной реализации; как сделать, чтобы техника поддерживала артиста, а не забирала внимание на себя; насколько меняется работа перформера в мультимедийном спектакле.