UA / RU
Поддержать ZN.ua

Театральный «шабаш» на родине корифеев

Ситуация вокруг Кировоградского академического украинского музыкально-драматического театра имени Марка Кропивницкого внешне вроде бы утихла. Но конфликт не только не урегулирован — он загнан вглубь.

Автор: Светлана Орел

Ситуация вокруг Кировоградского академического украинского музыкально-драматического театра имени Марка Кропивницкого, обострившаяся под конец прошлого и в начале нынешнего года, поскольку областная власть не продлила контракт с тогдашним директором и художественным руководителем, заслуженным деятелем искусств Михаилом Ильяшенко, внешне вроде бы утихла. Но конфликт не только не урегулирован - он загнан вглубь. Собственно, с руководством театра до сих пор так ничего и не решили. Обязанности директора продолжает исполнять бывший руководитель образцового хореографического ансамбля «Конвалія» Игорь Спинул, фактически незаконно назначенный распоряжением председателя областного совета Ковальчука. Николай Михайлович ссылается на письменную просьбу главы облгосадминистрации Сергея Ларина назначить Игоря Спинула исполняющим обязанности. Основание - суперисчерпывающее, если принять во внимание, что в письме-просьбе даже не перечислены регалии Игоря Спинула - заслуженный работник культуры, лауреат премии Кабинета министров Украины «За развитие Украинского государства в области культуры». Не указано также, что имеет он педагогическое образование и, как сам признал, «… в театре никогда не был, украинских пьес не читал»… Кандидатуру Игоря Спинула как руководителя театра до сих пор не рассмотрели профильные комиссии областного совета, не вносился этот вопрос и в повестку дня сессий, хотя их было уже несколько.

После бурных январских событий - обращений, заявлений коллектива театра, общественных организаций, пикетирований облгосадминистрации и областного совета (даже оппозиционные политические партии объединились вокруг этой проблемы, ZN.UA писало об этом в №1 от 14 января с.г.) - руководители области встретились с общественностью. Встреча завершилась заверениями, что стороны, по крайней мере, попытаются услышать друг друга. Ильяшенко обвиняли в нежелании сотрудничать с властью, модернизировать театр, который, дескать, в новых стенах должен иметь новое лицо. Представителям общественности пообещали, что на должность руководителя театра будет проведен конкурс, в котором смогут принять участие все желающие, в том числе и Михаил Ильяшенко. И конкурс будет проведен на достойном профессиональном уровне.

Однако, как можно видеть, никто и не думал выполнять обещания. Власть в очередной раз поступила так, как ей выгодно. Был изменен устав театра, нивелирована и сведена к минимуму роль художественного руководителя - главного режиссера, создан художественный совет, укомплектованный абсолютно подконтрольными областной власти людьми, за исключением разве одного профессора педуниверситета, который позволяет себе иметь собственное мнение. По такому же принципу набрана и конкурсная комиссия, состоящая теперь из руководителей других областных коммунальных учреждений культуры, которых так же, как и главного режиссера театра, завтра могут уволить с работы. Только за них еще никто и не заступится, потому что они, в отличие от Ильяшенко, служат молча и особо ни на что не претендуют. А ведь речь шла о том, чтобы пригласить для участия в конкурсной комиссии режиссеров из других областей, из столицы, театральных критиков, известных знатоков театра. И зачем такие хлопоты областной власти? Бросили кость-обещание тем, кто громче кричал, а «нам свое делать»… Что интересно: даже такому составу конкурсной комиссии никто(!) документы не подал. Сроки продлены.

А что же сам театр? Работает. Только внутри кипят небудничные страсти. Еще с января начались разборки, кто сколько сыграл и сколько получил. Конечно, нашлись обиженные, с нереализованными творческими или человеческими амбициями. Словом, выпустили чудовищного джинна из бутылки, и, разумеется, вернуть его назад удастся не скоро. Все это на фоне откровенной некомпетентности директора, который иногда не может дать ситуации адекватную оценку. В информационном пространстве области появлялись сообщения, что некие антрепренеры из Москвы уже готовы мчаться в наши степи и модернизировать театр корифеев. Правда, все закончилось участием ансамбля «Конвалія» в новом театральном концерте…

Получил огласку и случай, когда будто бы для находящегося в нетрезвом состоянии на рабочем месте молодого режиссера Ярослава Ильяшенко (сына Михаила Васильевича) вызывали милицию. На самом же деле, говорят, Игорь Спинул привел своего работающего в правоохранительных органах брата, конфликт был мелочный и с самого начала спровоцированный. Но о нем говорили даже на аппаратном совещании в облгосадминистрации! Смех и грех. Так хочется областной власти победить в театре!

Сейчас обязанности главного режиссера временно исполняет Сергей Козырь, несколько лет театральной молодости которого пришлись на работу с кропивничанами. Окажется ли безусловно талантливый актер таким же способным режиссером? Да еще и в сложных условиях противостояния…

Тем временем основной причиной отстранения Михаила Ильяшенко многие считают не какие-то мечты чиновников о театральном модерне, а банальные деньги. Почти так дословно и написала исполняющая обязанности начальника управления культуры Валентина Животовская в ответ на запрос депутата областного совета Ирины Малик по поводу ситуации в театре: «Данное решение (о неподписании контракта с Михаилом Ильяшенко) связано с решением руководства областной государственной администрации и областного совета о размежевании должностей директора и художественного руководителя в связи с подготовкой к празднованию в октябре 2012 года 130-й годовщины со дня учреждения театра, проведением реконструкции здания Кировоградского академического областного музыкально-драматического театра имени М.Кропивницкого, на реконструкцию которого в 2011 году выделены средства из государственного бюджета Украины в сумме 42,2 млн. грн. На протяжении 2012 года предусмотрено завершение вышеупомянутых работ. Можно ожидать получения следующей субвенции в сумме 57,7 млн. грн. и введения здания театра в эксплуатацию».

Вот так - сто миллионов бюджетных деньжат! Ходят слухи, что наши «модерные» руководители не против привлечь еще и частных инвесторов и соорудить на месте театра корифеев молодежно-развлекательный центр, где будут и отель, и ресторан. Якобы уже закупается дорогая посуда, кровати, аксессуары. Вот тебе и храм искусства! Конечно, Михаил Ильяшенко, который всю жизнь отдал театру, которому дорог его дух, никогда бы этого не допустил. Для мастера же по танцам Игоря Спинула - все равно что театр, что варьете.