UA / RU
Поддержать ZN.ua

Театральные блогеры. Что они себе думают?

Блогосфера театральная только начинает формироваться.

Автор: Олег Вергелис

Ближе к финишу театрального сезона - субъективные взгляды столичных театральных блогеров на лучшие и худшие спектакли, раздутые авторитеты и недооцененные дарования. А также, собственно, их взгляды на изнанку пока что формирующейся нашей театральной блогосферы. Среди лучшего (в столице) эти блогеры называют Театр "Золотые ворота", "Дикий театр", спектакли Дмитрия Богомазова.

Если политическая блогосфера - давно утрамбованный и высокооплачиваемый сетевой материк (в частности, и на наших широтах), то блогосфера театральная, кажется, только начинает формироваться. Появляются люди - из различных профессиональных формаций, которые системно и довольно уверенно пишут об украинском театре. Пытаются понять его теперешние законы и старые традиции. Пытаются не навязывать свое мнение, а как раз в этом своем мнении быть максимально искренним, открытым, доказательным.

И то, что в последнее время такие блогеры появляются, - очень даже хорошо. Во-первых, они подстегивают газетных критиков - активней "ловить мышей", не расслабляться, постоянно держать руку на пульсе, помнить о конкуренции и, в конце концов, адекватно воспринимать теперешний открытый сетевой мир, в котором твоя репутация и твой профессиональный авторитет - это, помимо прочего, исключительно качество текста.

Если в Украине театральные блогеры только-только выходят "на тропу войны" с театральной закостенелостью и прочими сомнительными гримасами сценической жизни, то в РФ, например, вокруг некоторых юных театральных блогеров развернулись настоящие войны. Некоторое время назад там возник талантливый молодой человек, эдакий Артюр Рембо от театральной критики, и он буквально взорвал прежний корпоративный пул. Стал притчей во языцех, стал героем и антигероем бесконечных комментов-постов, погрузившись в которые, порою оказываешься в глубинных пещерах безумия.

В этом плане как раз украинские театральные блогеры - люди сдержанные, но открытые, у них есть свои сильные стороны. Во-первых, в отличие от официальных критиков, они еще не обросли внутрицеховыми связями и коммуникациями, поэтому иногда могут не подбирать слова и ниспровергать с пьедесталов даже священных коров. Во-вторых, если человек талантлив, и если он внутренне свободен, то его текст о театре порою ни в чем не уступает самым авторитетным авторитетам. Не говоря уж о штатных театральных графоманах с какими-нибудь сомнительными "корочками".

Я поговорил с несколькими киевскими театральными блогерами - разными людьми с разными взглядами, и в их ответах (как и в их текстах) сквозит главное: любовь к театру. Это - немало.

***

Анжела ВЕЛИЧКО работает в одном из менеджерских направлений популярного журнала "Новое время", хорошо знает литературу, в свое время попала под гипноз киевских спектаклей Романа Виктюка ("Священные чудовища", "Дама без камелий"), в театре ценит и чувствует подлинную эмоцию, качество актерской игры.

- Анжела, а как ты считаешь, кто сегодня честнее пишет о театре - критик в том или ином официальном СМИ или блогер на своей сакральной виртуальной территории?

- Понимаешь, я не могу однозначно ответить, кто пишет честнее. Ведь все зависит от конкретных людей, от того, кто пишет. И критики, и блогеры иногда "бояться" кого-либо обидеть в нашем театре и поэтому редко пишут негативные отзывы на премьеры. Если говорить о театральной критике в определенных изданиях, то постоянно слежу за публикациями в ZN.UA, а в FB читаю театральных критиков - Ирину Чужинову, Анастасию Гайшенец. Блогеров не читаю!

- А существуют ли, на твой взгляд, для театрального блогера какие-либо неприкасаемые авторитеты на отечественной сцене? Не то чтобы о них боязно писать, а просто рука не поднимается человека обидеть.

- Моя большая любовь - еще периода Виктюка - Ада Николаевна Роговцева. Раньше список "неприкасаемых" вообще-то был больше. Но, увы, уже нет на этом свете Веры Леонидовны Предаевич, выдающейся актрисы киевского Театра им. Леси Украинки. Нет Богдана Сильвестровича Ступки… Как у Чехова - "Они уходят от нас". В том числе и великие "неприкасаемые".

- Какой киевский театр в последнее время тебя наибольше разочаровывает?

- В киевский Театр Русской драмы им. Леси Украинки я не хожу уже года три-четыре, поэтому ничего не могу сказать об "очарованиях" или "разочарованиях". Из прежних (любимих) в последнее время сильно разочаровывает киевский Молодой театр.

- Ты сама сказала это слово - "очарование". К каким театрам оно применимо сегодня?

- Стабильно первый в списке моих любимых театров - "Золотые ворота". Но все же я больше хожу на определенных режиссеров-актеров, нежели в тот или иной театр. В плане театров и "очарования" ими мне свойственна всеядность - театр "Мизантроп", "Дикий театр", Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра, "Дах", Национальный театр им. И.Франко, Театр "Актер", Театр на Подоле, "Театр переселенца", некоторые другие.

- Вот мне интересно, а ты предполагаешь какую-либо адресную аудиторию, когда пишешь свой отзыв на спектакль? Или это просто твой внутренний монолог, тебе совершенно безразлично, кто это будет читать?

- У нас есть закрытая группа театралов в FB, это единомышленники, которые активно ходят в театры, делятся своими честными эмоциями. Мы не берем в эту группу профессионалов, чтобы никого не ранить. Именно в эту закрытую группу я и пишу довольно много и максимально честно - о спектаклях, которые посмотрела. Некоторые из них советую, некоторые не советую. Друзья говорят, что читают меня, поэтому и пишу для тех, кто любит эмоциональный, профессиональный театр. Мой профиль в FB - закрытый, пишу для друзей.

- В таком случае назови несколько удачных и несколько провальных спектаклей уходящего сезона, о которых ты писала друзьям, что-то советуя, а от чего-то предостерегая.

"Тату, ти мене любив?"

- Мой личный "номер один" - спектакль сезона - "Тату, ти мене любив?" режиссера Стаса Жиркова в "Золотых воротах". Этот спектакль действительно задел меня лично, он созвучен с моей внутренней историей. Этот спектакль очень эмоционален, он с каким-то особым послевкусием. "Тату" - цельный спектакль с отличной режиссурой, с крепким профессиональным актерским ансамблем. И это один из лучших спектаклей самого Стаса, на мой взгляд.

В субъективном списке из того, что рекомендую посмотреть на киевских сценах, довольно много названий: "Калеки" ("Золотые ворота"); "Король Убю" и "Слепота" (Театр "Мизантроп"); "Земля" и "Розбитий глек" (Театр им. И.Франко), "Схід-Захід" и "Любимые люди…" (Театр "Актер"), "Холодна м'ята" ("Малый театр"). Вообще, в этом сезоне было немало хороших спектаклей, список можно продолжать.

Если о спорном? Спектакль "Кицюня" Максима Голенко ("Дикий театр") - одна из лучших постановок этого талантливого режиссера. И одновременно это спектакль, который я считаю "вредным" для зрителя. "Все люди - козлы, каждый думает только о своем коте!", - говорит мне режиссер. Но это не моя картинка мира. Такой спектакль, пусть и с профессиональными актерами (один Александр Ярема чего стоит!), я рекомендовать не буду, уж простите мне мой субъективизм. Мой театр - о другом и для другого.

Трепетно люблю творчество режиссеров Влады Белозоренко и Тамары Труновой, но "Резню", "О ДВА" и "Дом на краю души" также не внесла бы в список обязательных для просмотра постановок. Эти спектакли не так плохи, но советовать нужно, пожалуй, что-то задевшее, то, что оставило след в твоей душе. Правда же? Спектакль "Бойцовский клуб" в Театре "Актер" также считаю слабым - и режиссерски, и актерски, поэтому он тоже не в "топе", хотя и разочарованием он не стал: не ждала ничего "ах", ничего и не получила.

В принципе, каких-то чрезвычайных драматических разочарований в этом сезоне и не было, поскольку не хожу на то, что "не мое".

***

Константин БЕЛОУС - одессит, сейчас обучается в Киеве; профессиональная сфера интересов - математика, а театр - не только "состояние души", но и потребность это состояние фиксировать.

- Костя, а почему вообще возникла эта потребность писать в сетях тексты о театре?

- Первый свой отзыв я написал в феврале этого года как благодарность за приглашение на спектакль. А второй и последующие тексты писались ради круга друзей, которым нравится, "как" и "о чем" пишу. Ну а теперь веду свой telegram-канал, потому что не могу иначе. Мне это нравится и приносит удовольствие.

- Получается все-таки, есть из просмотренных спектаклей такие, которые подолгу не отпускают тебя, а то и предполагают не один, а даже несколько откликов-текстов?

- Второй или третий отклик одного и того же спектакля - это всегда новый взгляд и новый текст. Вот, например, во втором отзыве на "Кицюню" "Дикого театра" (режиссер Максим Голенко) я упомянул, что прежде редко посещаю спектакли дважды, но именно этот стал исключением. Один товарищ долго просил сводить его в театр, и я выбрал лучшее из того, что видел сам. А после просмотра - и очередной отклик.

- Основное занятие - математика - не сильно страдает (ревнует), когда театр порою полностью поглощает, а может быть даже и "вампирит" часть продуктивной энергии?

- Я больше скажу. У меня иногда возникает ощущение, что именно театральная публицистика все больше и больше становится моей основной деятельностью. А иное, например учеба, я начинаю ощущать уже как хобби. Да, сейчас в области моего интереса - театр. О нем и пишу.

- А какие темы в нашем театре, на твой взгляд, не очень раскрыты или даже табуированы - и для газетных критиков, и для театральных блогеров?

- Я бы не сказал, что существуют какие-либо табу, ведь само искусство театра призвано вызывать эмоции - позитивные, негативные, не важно - какие. Как правило, все исходит от замысла автора. Театр - искусство, которое рождается здесь и сейчас, но и "поглощается" зрителем в одно и то же время. Так что поддерживать или нарушать некие общественные табу - все исключительно в сфере авторского замысла.

Касательно газетных критиков и блогеров, если честно, не вижу особой разницы между ними. Разве что у вторых меньше обязательств и больше свободы.

- Теперь переходим к наглядной агитации: какие спектакли последнего времени, на твой вкус, стоит рекомендовать для просмотра, а какие лучше обойти десятой дорогой?

- Рекомендую спектакли Максима Голенко, Станислава Жиркова, Влады Белозоренко. Вообще важно избегать крайностей в выборе того или иного спектакля - между "банальщиной" и "желанием выпендриться". Да, важно "читать" отзывы критиков на спектакли, но необходимо учиться "читать" и сами спектакли. Только так начнет вырабатываться и воспитываться вкус.

- Есть ли у тебя в Киеве "свой" театр? Место, куда тянет магнитом?

- Это "Дикий театр". Пока его наиболее регулярно посещаю.

- "Дикий" - театр эпатажа, провокации, иногда выпендрежа, иногда инновации? По-существу, это все-таки режиссерский театр, хотя в медиа он позиционируется как продюсерский. К чему веду? Привлекает ли тебя сугубо "актерский театр"? Ведь для многих блогеров и зрителей он кажется архаикой.

- Для начала выясним, о каких зрителях говорим. О тех, кто готов хлопать вне зависимости, что ему показывают? Если так, то мне сложно ответить на вопрос. Лично мне кажется, что современным зрителям совершенно не важно, на что или на кого ходить в театр. Но в принципе я уверен, что часть нашей публики ходит именно "на актеров".

Если говорить о себе, да простят меня представители актерской профессии, прихожу в театр в первую очередь - на пьесу, на режиссера. "Чисто актерский" театр меня мало интересует, скорее, рассматриваю его как "инструмент" в умелых руках постановщика. Насколько такие "инструменты" органично подобраны, органично играют, насколько удачно они расположены на сцене, и как сами актеры (инструменты) между собой взаимодействуют в сценической композиции.

***

Богдан ПАНКРУХИН мечтал испытать себя в актерской профессии, но, судя по всему, окончательно отдал предпочтение профессии сценариста; любит путешествовать, был в Танзании, мечтает поехать в кругосветку автостопом; о спектаклях пишет с психоделической проникновенностью, будто бы сам проигрывает за актеров некоторые роли.

- Богдан, а какой из твоих откликов на спектакли сам считаешь наиболее точным и процессионально убедительным?

- Мне трудно ответить на этот вопрос по той простой причине, что я к своим текстам довольно предвзято отношусь. И пока люди не начинают репостить и лайкать текст, то ждешь комментариев в стиле "Господи, как ты вообще смотрел этот спектакль?".

Но если все же отвечать, то, наверное, это отклик на "Гедду Габлер" Генрика Ибсена в "Золотых воротах", ибо я испытал на спектакле своеобразное путешествие к своему подсознательному, а после таких вещей тексты пишутся как нельзя лучше и легче. Ибо ты чувствуешь, что хочешь написать, что в тебе лично задел спектакль.

Самые удачные рецензии у меня возникают на постановки, с которыми происходит духовное соитие, назовем так, а это почти все спектакли "Золотых ворот". И началось все с "Міста богів".

Я, если честно, до сих пор не понял, "о чем" тот спектакль. Но после него я вышел каким-то изменившимся, и первый удачный текст был именно на "Місто богів".

- А если в спектакле играют твои коллеги, и играют они иногда откровенно плохо, что делать - писать или не писать? Каков ответ блогера?

- Слава Богу, с таким пока не сталкивался и не знаю, как поступлю, если столкнусь впоследствии. Так что остается только гадать. Тут еще огромную роль играет такая вещь, как дружба или отсутствие дружбы с тем или иным человеком. Ибо если актер является твоим другом или просто знакомым, то ты не будешь привселюдно его критиковать. Человеческий фактор никто не отменял, и в данном контексте он срабатывает, как мне кажется.

Хотя иногда покритиковать все же стоит, дабы человек знал, над чем ему работать. Просто делать это надо в лояльной форме.

А вот если ты незнаком с актером, то тут уже можно дать себе разгуляться! Не буду лукавить, но ругать всегда легче, и от этого иногда даже получаешь своеобразное удовольствие.

В любом случае закрывать глаза на плохую игру нельзя. Иначе тогда идешь против себя. Только при этом надо помнить, что пишешь о живом человеке, и каждое грубое слово может задеть. В конце концов, не вина актера в плохой игре, но и режиссера, который допустил этого актера на сцену либо же не доработал с ним.

- Есть ли сегодня спектакли, которые переворачивают твою душу и как-то меняют твою внутреннюю жизнь?

- Такие есть. И они есть в маленьком подвале на улице Шелковичной в Театре "Золотые ворота". Я когда иду туда, то знаю заранее, что там меня ждет откровенный и болезненный разговор "по душам", после которого уже сам становишься другим человеком.

"Гедда Габлер"
natalybolharova.blogspot.com

Из ярких примеров, помимо упомянутого спектакля "Місто богів" (до сих пор в шоке от увиденного), могу назвать "Тату, ти мене любив?" и "Гедду Габлер". Еще к списку "переворачивающих" могу отнести "Наше містечко" в ТЮЗе (режиссер Дмитрий Богомазов): каждый должен это посмотреть в обязательном порядке, там правильные вещи доносятся зрителю. Ну и так, навскидку, назову "Гей парад" в "Диком театре" (режиссер Алексей Доричевский), это талантливо и попадает прямо в точку.

- Хайп для театрального блогера - здесь и сейчас - в этом есть необходимость?

- Ну как по мне, хайп для театрального блогера - вещь призрачная, потому что театр сам по себе от хайпа довольно далек. Хайповые вещи - те, которые на слуху, как те же "Мстители". Не знаю человека, который бы не сходил на этот фильм, либо не собрался его посмотреть.

А "хайпить", будучи театральным блогером, можно только в узких кругах, но это вряд ли нужно делать специально.

Мне просто нравится писать о театре! И да, я рад, когда текст репостами разлетается от одного актера к другому. Хотя изначально я об этом не думаю.

- Текст о спектакле рождается в голове во время просмотра, или требуется определенный период для осмысления увиденного?

- Это сложный вопрос. Когда смотришь спектакль, то в голове столько всего рождается, о чем хотелось бы написать! Потом приходишь домой, начинаешь писать текст. И в итоге половину собираешь в кучу, пытаешься органично и связно все это дело свести, а в это время вторая половина мыслей уже вылетает из головы. Поэтому все мои "рецензии" малость меня расcтраивают.

Но если вернуться к вопросу, сколько нужно времени, то все зависит от спектакля. Бывает, сразу после просмотра знаешь, о чем написать, бывает, спектакль настолько "мимо тебя", что будешь сутками сидеть и ничего из себя толкового не выдавишь. Раз на раз не приходится.

- Почему зритель сегодня снова активно пошел в театр - просто театр стал лучше, или многим просто идти некуда?

- Мне трудно судить. Я с детства люблю театр. Поэтому всегда наблюдал аншлаги на хороших спектаклях, а также пустые ряды не тех, которые хуже. У меня просто два круга общения: театральная "тусовка" и мои друзья извне. Первые как любили театр, так и продолжают любить, вторые как не ходили, так и не ходят, сколько им не советуй.

Но если все-таки многие начали "ходить" в театр, то тут причина в каких-то новых формах. Еще пять лет назад в театральной жизни Киева не было того, что есть сейчас.

Большое влияние оказал на меня и на многих Станислав Жирков, как по мне, он показал украинцам иной, новый вид театра в широком объеме.

Он как Годар для кинематографа, ну там "Новая волна" и все дела... Я, конечно, не углублялся и в чем-то могу ошибаться (может кто-то до него у нас уже подобное делал?), но на слуху, кроме его театра, еще "Дикий театр".

Они предлагают альтернативу театру постсоветскому, всеми сточертевшему театру, который часто очень далек от человека.

А когда приходишь в "Золотые" тебя погружают в реальную жизнь, тем самым раскрывая глаза на то, что происходит вокруг тебя за пределом зала и сцены. Ну а "Дикий театр" - очень крутой театральный аттракцион, который работает на вау эффекте - шокирует, смешит, эпатирует - люди такое очень любят. Лично мне не все их спектакли нравятся, но есть и фавориты.

- Твоя версия лучших сегодня молодых киевских драматургов, актеров, режиссеров?

- Из киевских режиссеров среди лучших уже упомянутые Станислав Жирков, еще Влада Белозоренко, Максим Голенко, Тамара Трунова. Среди молодых актеров многих могу вспомнить, Киев славится талантами: Саша Пискунов, Юрий Радионов, Богдан Буйлук, Влад Писаренко, Лилия Цвеликова, Дмитрий Олейник, Евгений Щербань, Илья Пономаренко, Ира Ткаченко, Виталий Ажнов. Список можно продолжать и продолжать. При этом трудно кого-то для себя выделить, каждый прекрасен в своих ролях.

Насчет драматургов оригинальным не буду, назову Павла Арье, его пьесы - это настолько про нас, что иногда аж страшно.

А вообще обожаю Мартина Макдонаха. Да, он ирландец, но его вовсю ставят в наших театрах, почему нет? Читая его, понимаешь, что Украина многим не сильно отличается от Ирландии. При этом все он делает со вкусом и граничит между абсурдом и реальным положением вещей, так, что когда читаешь его произведения или смотришь фильмы, не раз ловишь себя на мысли, что все это не могло бы и могло бы произойти в настоящей жизни одновременно.

***

Сергей ВИННИЧЕНКО - человек системный, маркетинговый консультант, сертифицированный коуч, в его откликах на театральные премьеры также есть осознанная "системность", последовательность, углубление в тот сценический сюжет, который его интересует.

- Политические блогеры и театральные блогеры, - у кого из них сегодня шире поле для творческого маневра?

- Сначала надо конкретизировать. У кого какие творческие маневры? Какие задачи? Какие ожидаемые результаты? Количественные или качественные показателя являются мерилом маневров? Эти и еще множество вопросов формируют конечный ответ.

Маркетинговая составляющая в моей повседневной жизни ведет путем структурирования, выявления показателей, по которым можно провести сравнение, и только после этого - анализ результатов. Следовательно, блогерство - определенная ниша, которую можно развивать в разрезе 360 градусов. Ограничение устанавливает себе только блогер (как личность) или заказчик (если речь идет о блогерском проекте).

А реализоваться вполне возможно в любом формате, если это: 1) дело, которое тебе искренне нравится; 2) ты в нем действительно разбираешься; 3) четко сформулировал и определил для себя, что является той ватерлинией, ниже которой запрещаешь себе опускаться.

В свое время журналистские будни усилили градус моего театрального кипения. Ну, а с появлением блогерских платформ значительно облегчился процесс пробивания материалов через редакторов (дело усложнялось непрофильностью издания, в котором работал). Интернет начал заполнять вакуум, как в сегменте теоретической информации (мемуары и учебники театральных гуру, история театра, профессиональные статьи), так и в сегменте видеоверсий спектаклей.

На этом моменте, вероятно, все и сошлось: персональная заинтересованность + журналистский бэкграунд + материал для обработки + собственное критическое мышление.

Так возникли первые отдельные театральные тексты, потом - антологии жанра, по режиссерам, по пьесам и т.п.

И вполне логично, что количество контента привело к выделению его в автономное сообщество под названием "Театральная рыбалка". Сколько раз надо забросить невод, чтобы поймать золотую рыбку? С поиском хороших спектаклей все вполне аналогично.

"Театральная рыбалка" - это авторские тексты по мотивам пересмотренных спектаклей, антологии в рамках актуальной тематики, а с недавних пор - еще и блог. Первым заметным событием для объектива видеокамеры стал 20-летний юбилей спектакля Молодого театра "Синий автомобиль". Мини-сериал на основе интервью с режиссером спектакля Игорем Славинским и стал первой ласточкой. В этот раз соединились современные потребности потребителей контента + собственный продакшн-опыт. И это еще не предел...

- Есть ли обиженные твоими текстами, если да - кто они; есть ли признательные, если да - кто они?

- Современное театральное сообщество выглядит как броуновское движение без четко выраженных векторов и маркеров. Пересекшись с трактовкой определенной постановки, автоматически входишь в резонанс с какой-то другой.

Поэтому мое собственное театральное мировоззрение достаточно фиксированно и основывается на логически-математических началах.

Так, я уверен, что поверить алгеброй гармонию можно. Более того, в изменчивом театральном состоянии это единственный способ избежать каких-либо манипуляций.

Ни в одном моем тексте не было затронуто сосуществование целостной системной картины восприятия, с одной стороны, и препарирование на составляющие - с другой. И именно такая схема обеспечила немалое количество, преимущественно частных, откликов о сплошной поддержке и удовлетворении позицией (свободных и открытых высказываний относительно конкретной позиции от людей, причастных к театру, сегодня почти не бывает).

Теперь об "обиженных и довольных". Вполне естественно, что есть и те, и другие. Останавливаться на довольных не буду, - потому что когда все (или почти все) у спектакля складывается, то лайков, перепостов, сообщений и личных слов восторга - сколько угодно. Интереснее обратная сторона. Когда я соглашаюсь на приглашение, для меня сверхосновной момент - полное и всестороннее понимание приглашающей стороной, что сам факт приглашения не гарантирует лояльность текста.

Текст формирует исключительно сам спектакль: есть в нем режиссерское решение или нет, актуальность драматургии, и соответствует ли он сегодняшнему дню, актерские работы, сценическое решение и многое другое.

Но даже после разъяснений и приведения примеров относительно определенных текстов после спектаклей бывает по-разному. И тексты с указанием направления дальнейшего пешеходного путешествия, и переход на "ты кто такой есть?!", и блокирование, и истерический шлейф с небылицами по знакомым-перезнакомым...

Мое отношение к этому было и остается неизменным: четкое соблюдение отработанных маркеров и вкуса. Каждый мой текст - не истина в последней инстанции, это точка зрения с четким обоснованием.

Должен ли я назвать "гамно"-спектакль тем, чем он есть, на мой взгляд? Считаю, что должен, но к такому заявлению непременно будет добавляться широкий анализ, почему именно так.

Посредственный режиссер обидится, эмоционально травмируется. Профессиональный режиссер возьмет на заметку (не полностью начнет исправлять, или еще что-то). Более чем десятилетний стаж наблюдения за событиями дал мне яркие примеры изменений и роста отдельных художников.

Я далек от того, чтобы связывать эти факты (исключение - прямой театральный коучинг, когда меня специально приглашают на поиск решения, совершенствование спектакля или его части).

Но мир и формируется из разных мнений, оценок, впечатлений, поэтому полностью игнорировать кольца обратной связи можно только находясь в какой-то барокамере.

- Кого из наших режиссеров считаешь репутационно самым раздутым, а кого - недооцененным?

- Режиссерская репутация, в моей системе мировосприятия, не существует как класс. Просмотрев убедительный спектакль одного режиссера, я ни в коем случае не стану автоматическим приверженцем его следующей работы. Каждый спектакль - новое испытание, которое не перекрыть никакой репутацией. Эффект "зачетной книжки" на меня не действует.

И, наоборот, вполне спокойно могу посетить спектакль режиссера, который в прошлый раз не был убедительным. Но здесь включаются инструменты big data. Режиссер, вновь и вновь наступающий на свои любимые грабли, опускается в моем рейтинге на все более низкую ступеньку, и бывает такое, что какого-то режиссера вообще вычеркиваю из своего горизонта (вычеркнутыми есть и несколько театров в целом).

- Вспомни несколько самых сильных и самых сомнительных спектаклей из тех, которые видел в сезоне (краткие характеристики успеха и провальности).

- Если очень сжато - спектакль состоялся, если есть режиссерское решение. Остальное - авто, разобранное на запчасти, - приходится говорить о прекрасном моторе в неработающем авто.

Мой диапазон не ограничивается академическими театрами - пересматриваю достаточно много всего. Поэтому ответ будет максимально подробным в достаточно кратком формате.

Личное впечатление от академических театров - период расцвета застоя. Относительно новых сценических решений: очень неповоротливые, а кондовые постановки на шлейфе предыдущей зрительской памяти выглядят как восставшие мертвецы.

Несмотря на полную актуальность, довольно беспомощные - именно из-за отсутствия режиссерского решения - миллеровские "Все мои сыновья" (Станислав Мойсеев, Национальный театр им. Франко) или чапековская "Мать" (Игорь Матиив, Театр на Подоле).

Продолжает выдавать отсутствие фантазий за новое слово в искусстве гастрольный гоголевский "Ревизор" (Автандил Варсимашвили, Тбилисский театр им. А.Грибоедова).

Определенным спасением становится яркая актерская работа (по крайней мере одна на спектакль), которая может спасти режиссерский крах, - Елена Хохлаткина в "Дорогой Памеле" (Дмитрий Чирипюк, Театр им. Франко).

В противоположность этим могу назвать спектакли большой сцены, идущие на эксперименты и выдерживающие жанр: "Любовь на ощупь" Герша (Анна Козырицкая, Театр драмы и комедии), "Мнимый больной" Мольера (Оксана Дмитриева, Харьковский театр кукол) и, конечно, "Наш городок" Торнтона Уайлдера (Дмитрий Богомазов, ТЮЗ на Липках) - цельноскроенные спектакли, с замечательной режиссурой, смачными актерскими работами. В целом, сделанные с любовью.

"Наш городок"

Альтернативные театры и малая сцена сегодня дают больший повод к удовлетворению. Достаточно много интересного и убедительного можно встретить в "Золотых Воротах" (Франковское "Украдене щастя" Ивана Уривского, бунинскую "Митину любовь" Влады Белозоренко и, конечно же, "Папа, ты меня любил?" Богославского от Стаса Жиркова), в "Диком театре" ("Быть снизу" Юлии Мороз и, конечно, "Кицюня" Макса Голенко).

Иногда драматургично хромает, но режиссерски прекрасна ворожбитовская "Саша, вынеси мусор" Тамары Труновой в Молодом, и конечно, фантастически безупречная (что драматургично, что режиссурой, что актерскими работами) шекспировская "12-я ночь" Дмитрия Богомазова в Театре драмы и комедии.

В противоположность названным - есть сыросваренный "Мир в ореховой скорлупке" Дмитрия Захоженко в Театре на Печерске и спектакль без режиссуры вообще "Наш класс" по Тадеушу Слободзянеку в постановке Сергея Перехреста в пространстве "Сцены 6").

Продолжаю следить за любительским и студенческим искусством, ведь они - завтрашний день театра. Хорошее объединение чеховских рассказов с живым музыкальным исполнением родило проект "Руководство для желающих жениться" (Сия Титова, Киевский джазовый театр).

Филигранная работа с куклами-болванками, которым подвластно все, и даже больше (кукольный стриптиз - самое большое потрясение сезона), в "Утомленном дьяволе" по Ковалеву (Михаил Урицкий, Учебный театр Киевского университета им. Карпенко-Карого, 3-АТЛ курс). Тонкая и проникновенная актерско-режиссерская "Купидон-стори" в довольно редкостном для Украины теневом театре (Андрей Лелюх, театр-студия "Papasony"). И, конечно, "Дракон" Шварца (Михаил Бондаренко, театр "Арсенал", ЦХТТ "Печерск") - лауреат первой премии в новой номинации "Киевской пекторали" как лучший Народный театр.

В этом сезоне немного вернемся к антрепризе (в целом, этот "жанр" на постсоветском пространстве очень нивелирован путем зарабатывания денег на пустом творческом месте). Эксперимент не могу назвать полностью неудачным. Ведь на фоне звездного недоразумения "Как потратить миллион, которого нет" Гарика Корогодского в постановке Тихона Тихомирова и "Хаос. Женщины на грани нервного срыва" Мика Мюллюахо режиссера Макса Голенко, открыл для себя каскад искреннего эмоционального актерского и режиссерского удовлетворения от "Иллюзий" Ивана Вирипаева. Кайф постановщика Стаса Жиркова и команды "Те-Арт" в геометрической прогрессии передается зрителям в зал.

Отдельная боль - детский театр. Место первой встречи маленького театрала с искусством не должно нести страдание! Спектакль за пределами здравого смысла - "Скрудж, или Рождественская песнь в прозе" Диккенса (Константин Дубинин, ТЮЗ на Липках) или "Волчонок из сказочной сумки" Гольцова (Виталий Гольцов, Криворожский театр кукол), вообще, на мой взгляд, не имеют права быть. Спектакль, после которого ребенок прячется за кресло и со слезами на глазах умоляет: "Мама! Мамочка, мы же больше не придем сюда?!" - не должен травмировать незрелую детскую психику и ставить огромный крест на театре в будущем маленького человека!