UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕАТРАЛЬНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ ШОЛОМ- АЛЕЙХЕМА

Международный фестиваль театрального искусства «Блуждающие звезды», посвященный творчеству Шол...

Автор: Елена Раскина

Международный фестиваль театрального искусства «Блуждающие звезды», посвященный творчеству Шолом-Алейхема, обещает стать таким же непреложным фактом киевской театральной жизни, как «Берез@@@@лля» или «Киев майский». Правда, для этого необходима щедрая государственная поддержка, и не только в виде официальных приветствий, поздравлений и пожеланий, а по возможности деньгами. В прошлом году фестивалю помогло посольство Израиля. Сейчас у посольства другие планы — поддерживаются культурные проекты, связанные с современным израильским искусством, а не украинские театральные фестивали, хоть и на еврейской почве. Патронат Министерства культуры и искусств Украины не помог фестивалю обеспечить приезд иностранных артистов, так что в этом году ряды иноземцев сильно поредели.

На Вторых «Блуждающих звездах» преобладали украинские театральные коллективы, как профессиональные, так и молодежные и народные. Впрочем, имелись и гости — гвоздь программы Московский еврейский театр «Шалом» и композитор Александр Журбин из США, известный нам по мюзиклу «Блуждающие звезды» и по фильму с таким же названием, а также правнук Шолом- Алейхема и представитель Мемориального фонда писателя Роберт Вальф. Московский еврейский театр «Шалом», выступивший на закрытии фестиваля, как говорится, под занавес, буквально сразил зрителей своей жизнерадостно-разудалой программой на тему еврейского застолья, а восходящая звезда театра — темпераментный и на редкость пластичный Евгений Валевич — пел и танцевал так лихо и весело, что привел зал в состояние полной эйфории. В общем, москвичи сумели удачно расставить все точки над «и» и сделать закрытие фестиваля не менее эффектным, чем открытие.

Приятным сюрпризом для фестивальной публики стало выступление Полтавского еврейского молодежного театра. Этот юный коллектив во главе с солидным художественным руководителем В.Бурмакой привез в Киев свой новый спектакль «Песнь песней» по мотивам одноименного произведения Шолом-Алейхема, которое сам писатель определил в свое время как «юношеский роман». «Песнь песней» — это история любви двух еврейских детей, для которых чувства Соломона и Суламифи — эталон, идеальный образчик их собственных отношений. Юные артисты из Полтавы интерпретировали это произведение Шолом-Алейхема как юношеский роман с библейской подкладкой, роман счастливый и несчастный, вся красота которого в наивности и неискушенности любящих. «Песнь песней» вполне можно было назвать самым трогательным спектаклем фестиваля, а на фоне многочисленных «Тевье-молочников» — еще и одним из самых оригинальных.

Если говорить о «Тевье-Тевеле», без которого театральный фестиваль, посвященный Шолом- Алейхему, конечно, не может обойтись, то среди вариаций на эту тему самой профессиональной была постановка Черновицкого областного украинского музыкального театра имени О.Кобылянской. Конечно, на лавры лучшего Тевье всех времен и народов — Богдана Ступки — трудно посягнуть, а еще труднее не сравнивать со Ступкой всех актеров, когда-либо исполнявших эту роль, тем не менее черновицкий Тевье, как и черновицкий спектакль вообще (режиссер-постановщик О. Мосийчук), пришелся по вкусу зрителям. Перед началом «Поминальной молитвы» собравшиеся почтили память недавно умершего Григория Горина минутой молчания. Произведения бессмертны, авторы, увы, нет. Такова жизнь...

Киевский еврейский музыкально-драматический театр имени Шолом-Алейхема (художественный руководитель А.Фрейдлис) показал на фестивале мюзикл «Царствие Небесное» о том, как ловкий проходимец пытается продать богатому лоху лакомый кусочек Царствия Небесного, которое, как известно, не покупается и не продается. Вся эта интригующая история сопровождалась обширным песенным репертуаром — от «Бубличков» до баллады о Царствии Небесном. В общем спектакль представлял собой несерьезный мюзикл на очень серьезную тему. Повеселились зрители славно, а вот к размышлениям спектакль располагал мало. Название не помогло...

Впрочем, несмотря на обилие украинских коллективов, фестивальный приз зрительских симпатий, если бы таковой существовал, следовало бы отдать москвичам, а именно — Левенбуку с Валевичем, художественному руководителю театра «Шалом» и его талантливому молодому артисту. Приз симпатий прессы я бы отдала юным артистам из Полтавы — уж очень трогательно они играли. А самому фестивалю хочется пожелать дальнейшего творческого роста и побольше гостей из дальнего зарубежья. В прошлом году на фестивале преобладали развеселые мюзиклы. В этом — серьезные и не очень драматические спектакли. На Третьих «Блуждающих звездах» репертуар будет, наверное, самым разноплановым. Хочется ведь не только смеяться или плакать, а смеяться сквозь слезы и плакать сквозь смех....

Шолом-Алейхем хотел, чтобы на его могиле собирались люди и рассказывали веселые истории. В Киеве для великого земляка играют спектакли и уже второй раз организовывают фестиваль. Это ведь тоже своего рода поминальная молитва.