Для почитателей театрального искусства маленький хутор в елисаветградских степях — украинская театральная Мекка. И как огромную удачу воспринимает каждый театрал возможность прикоснуться к святыням театра корифеев. Символично назван этот хутор — «Надія». И пусть это было сделано когда-то в честь жены Ивана Карповича Карпенко-Карого Надежды Тарковской, но, как оказалось со временем, в этом слове зазвучал смысл более значительный. Здесь зарождались первые шаги украинского профессионального театра. Мысли, чаяния, стремления братьев Тобилевичей, впоследствии известных театральных деятелей Панаса Саксаганского, Миколы Садовского, Ивана Карпенко-Карого, объединившись с могучим просветительским талантом Марка Кропивницкого, положили начало украинскому художественно-реалистическому театру. 1882 год считается годом рождения украинского профессионального театра. С этого времени в Елисаветграде, теперешнем Кировограде, на сцене театра начинают «представлять» пьесы. Те самые, которые теперь принято называть украинской классической драматургией. «Театр — школа жизни», — писал когда-то М.Кропивницкий. Эти слова не теряют своей актуальности со временем. Переосмысливая классические тексты, современный театр будто бы укрупняет темы, интерпретируя их с позиций действительности. А зрителям остается лишь удивляться злободневности размышлений и выводов наших гениальных предшественников.
Хутор «Надія» — место, открытое для постоянных встреч и общения, но есть в году неделя, когда здесь особенно много гостей — это дни всеукраинcкого праздника театрального искусства «Вересневі самоцвіти». Праздник этот, традиционно проводимый в Кировограде, в этом году был юбилейным, тридцатым. Это только одна из памятных дат этого года, а в истории украинского профессионального театра еще — 155 лет со дня рождения Ивана Карпенко-Карого, 160 лет со дня рождения Михаила Старицкого и 100-летие написания пьесы «Хазяїн». Уже много лет организаторы этого праздника — Министерство культуры и искусств Украины, Кировоградская облгосадминистрация и областное управление культуры, национальные творческие союзы — свои главные усилия направляют на то, чтобы наследие корифеев украинского театра, их идеи находили все большее распространение среди широких слоев населения, привлекали к искусству театра молодое поколение.
Отличительной чертой праздника «Вересневі самоцвіти»-2000 стало разнообразие его творческой палитры. Культурная программа пополнилась участием нескольких украинских театров. Гостеприимным хозяином был Кировоградский музыкально-драматический театр им. М.Кропивницкого, на сцене которого показывали свои спектакли Львовский театр им. М.Заньковецкой, Национальный театр им. И. Франко, Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра. Сколько лет прошло с того времени, когда впервые с подмостков прозвучали слова пьес Карпенко-Карого, Кропивницкого, Старицкого, но как прежде встречали аплодисментами их меткие реплики сегодняшние зрители. Переосмысление классических текстов продемонстрировали в показанных спектаклях все театры. Именно в возможности этого находит свое подтверждение мысль о живой ткани этих текстов, верности определений авторами круга проблем, их вневременную актуальность.
В рамках праздника прошел кировоградский региональный тур всеукраинского фестиваля сатиры и юмора «Вишневі усмішки», определивший победителей, которые выступят 1 апреля в Киевском дворце «Украина», фестиваль-смотр молодежных самодеятельных театральных коллективов. Студенты театральных вузов показали свои учебные работы на материале классической драматургии. Теоретическое осмысление наследия корифеев украинского театра происходило на научной конференции «Театр корифеев — предтеча украинского театрального авангарда?» Инициатором этого обширного и интересного научного полилога выступил Государственный центр театральных исследований им. Леся Курбаса, руководитель конференции — доктор искусствоведения Нелли Корниенко. Свои теоретические выкладки, научные гипотезы представили ведущие историки и теоретики театра.
Прикосновение к истокам всегда есть момент истины. Все участники праздника «Вересневі самоцвіти», многочисленные зрители, каждый вечер заполнявшие зал знаменитого Кировоградского театра им. М. Кропивницкого, пребывали в атмосфере духовного творчества. Своей заинтересованностью они создавали еще одно художественное звено в цепи исторического духовного единения, укрепляли в надежде, что на хуторе «Надія», в этом маленьком театральном государстве большой Украины, никогда не иссякнет чистый источник настоящего искусства.