UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕАТР ВОСКОВЫХ ФИГУР, КОТОРОГО МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ

«Мама, а этот дядя живой?» — услышал я детский голос, когда остановился возле беседки на Андреевском спуске, в которой во время празднования Дня города проходила презентация Киевского театра восковых фигур...

Автор: Дмитрий Вортман

«Мама, а этот дядя живой?» — услышал я детский голос, когда остановился возле беседки на Андреевском спуске, в которой во время празднования Дня города проходила презентация Киевского театра восковых фигур. Здесь были представлены четыре исторических деятеля: Богдан Хмельницкий, Иван Мазепа, Тарас Шевченко и Михаил Грушевский. Портреты удивительно реалистичны: морщинки у глаз, вены и волоски на руках, поражающий своей естественностью цвет кожи... В то же время лица фигур — не мертвые маски; прекрасно переданы гордость и уверенность в себе Хмельницкого, глубокая задумчивость Мазепы, вдохновенность Шевченко... Здесь заметим, что «восковыми» фигуры называются по традиции, а на самом деле материалом для их «тела» служит специальный пластик. С большим мастерством и достоверностью сделаны одежда и атрибуты: сверкают драгоценные камни и золото (разумеется, ненастоящие) на булавах, рукоятках сабель и перстнях гетманов, колышутся страусиные перья (настоящие) на их шапках...

Меценатом будущего театра и владельцем фигур является фирма «Casino Split Group». Все началось два года назад, когда художник-декоратор Александр Ратушный изготовил для ночного клуба «Джосс» фигуру швейцара. Швейцар получил имя Игнат и, судя по следам помады на его лице, стал признанным любимцем женщин. После создания Паниковского, Попандопуло, Шварценеггера и Валета (украшающих ныне интерьеры игорных заведений в Киеве, Москве и Ильичевске) у Александра возник замысел серии портретов исторических деятелей Украины. Чтобы осуществить эту идею, понадобилось объединение группы талантливых мастеров — скульпторов, гримеров-пастижеров, художников по костюмам, формовщиков — и материальная поддержка «Сплита». В результате стала возможной презентация на Андреевском спуске.

При работе над восковыми копиями реальных людей, живших в прошлом или наших современников, строго соблюдается важнейший принцип: максимум документальности. Поэтому изготовлению фигуры предшествует кропотливый сбор информации о внешности героя, о его биографии и характере, об одежде, которую он носил (или мог носить). Из показанных публике персонажей наиболее достоверен Шевченко: кроме прижизненных портретов и фотографий, сохранились посмертная маска и документы, из которых известен рост поэта с точностью до вершка, цвет его волос и глаз (глаза были на самом деле темно-серыми, а не карими, как можно видеть на многочисленных портретах).

Четыре фигуры, показанные в День Киева, — только начало осуществления больших планов. Уже идет работа над портретами Григория Сковороды и Леси Украинки. В перспективе — князь Святослав, Петр Могила, Иван Сирко, Кирилл Разумовский, Нестор Махно, Нина Матвиенко, Оксана Баюл, Леонид Кравчук... Киев может в будущем получить коллекцию, достойную столицы Украины, потому что есть главное — люди, способные ее создать. Они полны энтузиазма, но его одного, разумеется, недостаточно. Вряд ли, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, можно рассчитывать на поддержку государства — деньги скорее найдутся у меценатов. Но власти могли бы помочь, выделив для театра восковых фигур помещение, которого пока нет. После завершения праздника вечером 28 мая восковые двойники четырех прославленных украинцев вернулись туда, где родились, — в двухкомнатную «хрущевку», служащую и квартирой, и мастерской. Надеемся, вернулись туда не навсегда.

В настоящее время фигуры демонстрируются в вестибюле второго этажа кинотеатра «Киев».