UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕАТР УЖ ПОЛОН...

Сто двадцать пять лет назад в Харькове, на улице Екатеринославской открылся стационарный оперный театр...

Автор: Ирина Губаренко

Сто двадцать пять лет назад в Харькове, на улице Екатеринославской открылся стационарный оперный театр. Человеку, знакомому с историей на поверхностно-школьном уровне, нелегко представить, как проходила первая премьера, когда «театр уж полон, ложи блещут...» Но атмосфера в современном здании Харьковского театра оперы и балета им. Н.Лысенко в день открытия фестиваля, посвященного тому далекому событию, была без сомнения праздничной. В наше время, скудное на радости, сердце, как никогда, просит праздника и, как никогда, откликается на любую возможность разделить пусть и не свою радость. В тот весенний день в зале театра собрались люди, так или иначе знающие друг друга. По самому стилю их общения чувствовалось, что все они делают общее дело, частью которого являлись и этот юбилей, и огромная оперно-балетная труппа, сидящая на изящно оформленной сцене (художник Н.Швец), и поздравления, цветы, большой концерт.

В программе было сказано: автором идеи и постановщиком всего впечатляющего действа является директор театра Г. Селихов (что при отсутствии в театре должности главного режиссера в общем-то неудивительно). Помимо этого харьковский оперный сегодня — не только творческая организация, но целый комплекс проектов и начинаний, центром которых является фигура директора.

История культуры Харькова, гордо именующего себя «столицей Слобожанской Украины», всегда развивалась непросто. Судьбы творческих людей города, переплетаясь с веяньями времени, складывались в сложные узоры. Косвенно это можно проследить на примере творческой жизни, которая протекала в двух зданиях оперного театра, старом и новом. Старая опера — это не то стационарное театральное помещение, где сто двадцать пять лет назад начиналась первая оперная антреприза, а еще недавно столь любимое харьковчанами, сегодня на половину развалившееся здание на улице Рымарской (в сохранившейся части оборудован уютный Филармонический зал, так как филармонию на улице Сумской снесли, а новую так и не собрались построить). Именно здесь, на Рымарской в 1925 году начал свою деятельность первый в Украине Национальный театр оперы и балета со своим репертуаром и со спектаклями на украинском языке. На этой сцене, в зале с уникальной акустикой, пели многие выдающиеся певцы, составившие славу украинского оперного искусства, и знаменитые гастролеры. Успешно функционировала и балетная труппа. Театр жил и отстаивал свое лицо в ревнивом соперничестве с Киевом и Москвой, куда неизменно переманивали наши харьковские таланты. Можно привести длинный список известных певцов, которые начинали свой путь на харьковской сцене, поставив первым в нем Бориса Гмырю, а завершив этот перечень Гизелой Циполой, Александром Востряковым, солистами Большого театра Ириной Журиной, Людмилой Сергиенко.

Возвращаясь к многочисленным поздравлениям юбиляру, которые мы услышали в праздничный мартовский вечер, следовало бы отметить одно странное обстоятельство. В Харьковском отделении Союза композиторов Украины то ли не знали, то ли забыли, то ли сознательно игнорировали столь важное событие. А ведь еще не так давно контакты этих двух очагов культуры были плодотворны и не прерывались в течение долгих лет. Достаточно вспомнить двадцатилетнюю деятельность на посту главного режиссера театра нынешнего киевлянина Владимира Анатольевича Лукашова. Это он впервые поставил в Харькове «Нежность» В.Губаренко, «Маевку» Д.Клебанова, «Бегущую по волнам» И.Ковача, «Иркутскую историю» М.Карминского. Это в его бытность интересные новые постановки выпускали режиссер И.Черничко, дирижер Л.Джурмий. Харьковский театр называли в те годы лабораторией современной оперы, так как шли здесь, в том числе «первым экраном», оперы Г.Жуковского, К.Данькевича, Т.Хренникова, А.Спадавеккиа, А.Билаша, В.Гокиели, балеты А.Петрова, А.Хачатуряна, А.Меликова, Ф.Караева, В.Нахабина, В.Губаренко, В.Золотухина, И.Ковача. В нынешних планах театра значится лишь одна новая постановка — опера «Поэт» Л.Колодуба, созданная в содружестве с харьковским драматургом З.Сагаловым и воссоздающая эпизоды из жизни Тараса Шевченко. Но это пока всего один, и то лишь предполагаемый прорыв современной украинской музыки в репертуар коллектива, в последнее время обретающего несколько иную ориентацию.

В годы, когда театр на Рымарской благополучно функционировал, город задумал строить новое здание, масштабы которого соответствовали бы аппетитам правящей партократической верхушки. Это было массивное сооружение, проект которого несколько лет висел на главной улице, пока не был сорван порывом ветра, как домик Элли в известной сказке А.Волкова. Под угрозой срыва много раз оказывалось и само строительство, не говоря уже о том, что «стройкой века» был уничтожен кусок старинного университетского парка, снесено здание театрального института на другой стороне улицы. За годы мучительного рождения театра-гиганта часть фундамента то приходила в негодность, то заново восстанавливалась. Наконец-то в 1991 году театр был сдан в эксплуатацию. По невероятной иронии, которая сопровождает всякое человеческое деяние, основанное на излишней гордыне, вскоре после этого власть в стране сменилась, да и сама страна мгновенно испарилась. Так что те, кто задумывал оперного монстра на Сумской для партийных конференций и торжественных собраний в честь красных дней календаря, не в состоянии были воспользоваться достигнутым.

Уносясь в воображении в те далекие времена, когда обрела реальность первая харьковская опера, невольно думается: а кому она была нужна тогда и для какой публики создавалась? По верному замечанию главы обладминистрации О. Демина, выступавшего на нынешнем юбилее, 125 лет назад Харьков был совсем иным — без больших заводов, вузов и техникумов, без мощного отряда технической интеллигенции, деятелей культуры. А ведь оперный театр, в котором пели Ф.Шаляпин, Л.Собинов и другие «звезды» тогдашней оперной сцены, выстроили на одной из главных торговых магистралей города, каковой была и остается ведущая к вокзалу и подымающаяся на Холодную Гору улица Екатеринославская. Следовательно потребность в таком неординарном виде искусства, как опера, была у харьковчан, раз на столь рискованное предприятие не пожалели затрат. По счастью, старая традиция продолжает действовать и в наши не простые для искусства времена. Харьковчанам и сегодня необходим театр, способный достойно демонстрировать культурный потенциал столицы Слобожанщины.

Любовь города к театру прекрасно прочитывалась во всех поздравлениях. В то же время участие в этой акции представителей Государственного архива как будто бы намекало на то, что у кого-то могли возникнуть сомнения в законности данного юбилея и его «датности». Оправданы такие сомнения или нет, и для театра, и для всех харьковчан была так важна поддержка городских властей. А зрители пришли на праздник с ожиданием всего, что за этим торжеством последует: международного конкурса пианистов имени Владимира Крайнева, парада теноров, посвященного столетию со дня рождения Ивана Козловского, неоднократно выступавшего в Харькове и в начале своей карьеры, и впоследствии.

Говорилось в юбилейных речах об обещании администрации города финансово поддержать новую постановку, оперу «Князь Игорь» А.Бородина. Сам выбор этого названия, против которого формально и возразить нечего (классика есть классика!), рождает подозрение, что стандартность репертуарной афиши возведена сегодняшним руководством театра в незыблемое правило. На заре рождения национального оперного театра в Харькове «Князь Игорь» считался одним из наиболее подходящих объектов для «украинизации». В таком виде он и появился в 20-е годы, вызвав живую полемику. Значительно позднее, уже в наше время, возникли попытки пересмотреть традиционную редакцию незавершенной самим автором оперы А.Бородина, включив в новую версию фрагменты музыки, которые не были использованы Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым. Но и этот обновленный вариант не обрел на сцене таких же самостоятельных прав на существование, как, скажем, авторская редакция «Бориса Годунова», с успехом поставленная и на харьковской сцене в интересной режиссуре Л. Куколева, с великолепным Борисом в исполнении Николая Коваля. Будем ждать, что же нового собирается открыть в партитуре Бородина ратовавший за ее включение в репертуар музыкальный руководитель театра В.Куценко? Тем более, что постановка явно задумана как программная, так как ее намереваются показать во время гастролей театра в Киеве.

К сожалению, требовать сегодня от любого нашего оперного театра «высоко держать знамя украинского искусства», ставя новые спектакли украинских авторов и возвращаясь к тому, что создано и апробировано за многие десятилетия существования украинской композиторской школы, означает недоучитывать реального положения дел. Экономические условия работы государственных театров, тем более столь дорогостоящих, как оперно-балетные, заставляют их ориентироваться на Запад и, как манны небесной, ждать милостей от импресарио, способных организовать зарубежные гастроли. Увы, приходится считаться с тем, что стремление к зарубежным гастролям ближе к желанию выжить и «наесться», чем к осуществлению благородной миссии полпредов украинского искусства на медленно открывающем подлинную Украину Западе. И все же можно с гордостью отметить, что и труппа, и отдельные солисты, как, к примеру, Елена Романенко, привозят из зарубежных вояжей весьма лестные отзывы. Что касается юбилейного концерта, то результаты его оказались несколько парадоксальны. Мы смогли убедиться, что прекрасная вокальная форма, зрелое мастерство таких известных певцов, как Николай Коваль, Вячеслав Журавлев, Елена Соболева, Анжела Романовская, Ирина Яценко, поставили их в более выигрышное положение, чем многих более молодых солистов. Но при всех неровностях несколько перегруженной программы было очевидно, что перед нами коллектив, способный решать сложные творческие проблемы. Хочется надеяться, что этот оптимистический вывод подтвердят гастроли Харьковского театра оперы и балета им. Н.Лысенко в столице Украины, которые станут его творческим отчетом в связи с 75-летием со дня основания первого украинского оперного театра, открытого в Харькове раньше, чем такой же статус получили оперно-балетные театры в других городах Украины, в том числе в Киеве.