UA / RU
Поддержать ZN.ua

Театр Курбаса расследует преступления

В честь совпавших юбилеев — 120-летия Леся Курбаса и 70-летия Васыля Стуса в Киеве пройдут гастроли Львовского государственного академического театра имени Курбаса, которому исполняется 20 лет...

Автор: Леся Ильенко

В честь совпавших юбилеев — 120-летия Леся Курбаса и 70-летия Васыля Стуса в Киеве пройдут гастроли Львовского государственного академического театра имени Курбаса, которому исполняется 20 лет. Начнутся «оглядини» с чествования Курбаса и Стуса программой древних украинских духовных напевов «Учта» в помещении храма св.Василия Великого. Далее — семь спектаклей львовян.

Театр Курбаса последний раз был с большими гастролями в Киеве четыре года назад. На этот же раз в рамках визита курбасовцы покажут как старые, так и новые постановки.

Если вкратце напомнить историю этого театра, то надо будет вернуться на 20 лет назад, в 1988-й… Когда Владимир Кучинский и группа молодых актеров нашли друг друга. Как Курбас вместе со своими приверженцами в 1918 году, они ощутили потребность «…вернуться прямо к себе, …сказать что-то новое, вот поэтому, и только поэтому создать театр». Со времени основания Театр Курбаса стал одним из известнейших театральных коллективов в Украине и за ее пределами.

Подтверждением чего являются поощрения за ряд постановок на фестивалях «Золотой Лев» (1989, 1994, 2000) «Херсонесские игры» (1994, 2001), а был еще Чеховский фестиваль (Москва, 1997), «Контакт» (Польша, 1998), «Бутринти» (Албания, 2001), «Сибиу» (Румыния), «Стоби» (Македония, 2002).

В 2006 году группу деятелей этого театра отметили Национальной премией им. Шевченко. А в 2007-м театру присвоили статус «академический». Хотя по сути — это студийный коллектив. И в этом его органическое своеобразие.

К тому же все 20 лет театр работал еще и как уникальный методологический центр, осваивая и разрабатывая цикл театральных методик и тренингов актерской психофизики, пластики, голоса.

Также по части обмена опытом провели серии совместных проектов с Workcenter Ежи Гротовского (Италия), Школой драматического искусства Анатолия Васильева (Россия), Саратозским международным театральным центром (США)… Курбасовцы проводили циклы лекций и мастер-классов в Йельском, Колумбийском, Пенсильванском и других альма-матер США.

У Владимира Кучинского были разные периоды в родном театре, в том числе период некоего отдаления. Когда он работал на стороне — в частности в Театре имени Ивана Франко, поставив проект по мотивам текста Клима «Посеред раю на майдані». В это время курбасовцы без дела не сидели. И собственными силами выпускали не худшие постановки в своей творческой биографии. Спектакль «В ожидании Годо» с большим успехом прошел и во Львове, и на запорожском театральном фестивале «Золотая Хортица». Львовский «Годо» — это светлый театр абсурда. Это Беккет сквозь призму циркового аттракциона, приемов кинематографа. Львовского «Годо» можно ждать час-два-три — и не напрасно… Если он и придет, то непременно с бородкой и мефистофельской лукавинкой… Внешне чем-то похожий на самого Кучинского.

Сам г-н Кучинский накануне гастролей в Киеве признался «ЗН», что сегодня театр в прежнем динамичном творческом поиске. Без дела не сидится. В запуске – «Маленькие семейные преступления», нашумевшая пьеса Эрика Эммануэля Шмидта (в Киеве ее поставил Кшишоф Занусси). Как всегда у Кучинского, это будет взгляд на произведение как по «вертикали», так и по «горизонтали». Материал для этого благодатнейший. Что же касается финансово-экономической жизни коллектива (прежде были постоянные скандалы из-за нищенской жизни театра), то, по словам Кучинского, зарплату коллективу сегодня выплачивают своевременно, правда, денег на постановки вечно не хватает. «Но ничего, выкручиваемся!» — говорит режиссер.

Помимо Годо в гастрольной афише театра имени Курбаса также спектакли «Марко проклятий, або Східна легенда», «Благодатний Еродій», «Богдан», «Наркіс», «Хвала Еросу», Ma-Na Hat-ta. Последнее произведение из этого списка принадлежит австрийской писательнице Ингеборге Бахман как радиопьеса. Говорят, курбасовцам было необычайно трудно визуализировать этот объемный текст. Но театру не впервые браться за сложные тексты . И очередной эксперимент, судя по всему, удался. В Ma-Na Hat-ta находят соединение трагического духовного опыта с интеллектуальной энергией… В русле поисков курбасовцев Ma-Na Hat-ta — это попытка пройти сквозь сюжет в самые глубины текста… Что ж, счастливого путешествия!