UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕАТР ИЛЬ ЖИЗНЬ

Киевский театр имени И.Франко - серьезный, академический театр, флагман национальной театральной культуры, а на его сцене актеры озорничают...

Автор: Алла Подлужная

Киевский театр имени

И.Франко - серьезный, академический театр, флагман национальной театральной культуры, а на его сцене актеры озорничают. Впрочем, не всегда и не во всем, но последняя премьера театра - трагикомедия «Кин IV» Г.Горина в переводе Я.Стельмаха - сплошное озорство. Изобретательное и захватывающее. Благо, пьеса веселого и мудрого фантазера Горина - прекрасное основание для такого актерского поведения. Поэтому все, как говорится, сошлось. Спектакль «Кин IV» - образец актерской режиссуры. При художественном руководстве С.Данченко Анатолий Хостикоев впервые выступил режиссером-постановщиком и, кроме этого, осуществил музыкальное оформление спектакля. Это тем более интересно, потому что Хостикоеву приходится играть еще и главную роль Эдмунда Кина. Пьесы, вроде этой, - разновидности «театр в театре», таят в себе скрытые возможности и огромнейшее поле для выдумок и фантазии. История жизни великого английского актера, его непростые человеческие отношения, творчество и служение театру были предметом множественных описаний. История эта анализировалась с точки зрения эпох и варьировалась с течением времени. Гориновский вариант - это, так сказать, перепевы перепевов. Пьеса будто зеркало, сфокусированное в бесконечность, когда от визуального эффекта возникает множество, бесчисленное множество изображений… Спектакль «Кин IV» театра им. И.Франко вошел в систему этих зеркал и его изображение отличилось самобытностью и органичностью. Можно спорить с использованием в спектакле музыки ансамбля «Битлз», можно не согласиться с нарочитой эклектичностью сценографии и костюмов (А.Александрович-Дочевский), но нельзя противостоять той энергии актерского азарта, который перехлестывается в зрительный зал со сцены во время спектакля. Актеры в двойной стихии - они играют актеров. И как в той жизни, так и в этой, переплетаются действительность и игра - продолжается вечный поиск истины - что есть жизнь, а что есть искусство.

Безусловно, эмоциональный центр спектакля - А.Хостикоев-Кин. Еще раз актеру удается доказать свой бесспорный талант. Он создает обобщенный, как бы вневременной образ Актера, который выходит на подмостки. Неважно, какого времени. Важно, что у него за душой, с чем он выйдет к зрителю и с какими чувствами этот зритель покинет театр. Сделав несколько второстепенными линии отношений Кина с Еленой (Л.Кубюк) и Анной Демби (Н.Сумская), режиссер Хостикоев сосредоточился на моментах приязни-противоборства Кина и Принца Уэльского (А.Богданович). Именно в этих двух образах столкнулись две жизненные философии, две стороны бытия и разные виды человеческих возможностей. Общее у них - лишь любовь к театру, которая может заставить простить подлость, примириться с изменой и в конце жизни уйти вместе. Красивый финал спектакля - по огромной пустой сцене они идут навстречу свету… В бесконечность? А может, за кулисы?

В общем-то все события спектакля на грани, исключающей пресную однозначность, здесь - стык иронии и серьеза, вереница многоликих ассоциаций. Спектакль радует откровенной, сочной театральностью, в нем выдержан заданный стиль, выверен баланс историзма и современности, а атмосфера балагана и бесшабашности вовлекает зрителя в стихию игры, заставляет почувствовать прелесть лицедейства, дает возможность восхищения причастностью к сиюминутному чуду этого спектакля.

Я бы сделала подзаголовком «Кина IV» определение «веселая философия». Режиссерский замысел А.Хостикоева - прост. Ну, как тут не добавить, как все гениальное? Он ставит все на исходную точку - тяга к игре, лицедейству, заложенная в любом человеке. Он пробует показать плоды этой игры, что получается, когда человек думает, что живет, а на самом деле он играет, и наоборот, играя, живет. И в результате подталкивает зрителя к оптимистическому выводу, вся жизнь - игра, не отчаивайтесь, играйте, то есть живите. Но по самым высоким ставкам. И делайте это весело, ибо нет ничего прекраснее жизни. Или театра? А вот тут пусть каждый выберет знак препинания на свой вкус.