UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Тартак". Возвращение

В начале декабря легендарная группа "Тартак" большим концертом в киевском клубе Sentrum отметила 20-летний юбилей на украинской альтернативной сцене. Полностью заполненный зал, десятки друзей-артистов, бывшие участники группы, трехчасовая концертная программа, целая обойма хитов.

Автор: Орест Дрималовский

В начале декабря легендарная группа "Тартак" большим концертом в киевском клубе Sentrum отметила 20-летний юбилей на украинской альтернативной сцене. Полностью заполненный зал, десятки друзей-артистов, бывшие участники группы, трехчасовая концертная программа, целая обойма хитов.

На часах - 19.02. "Тартак" выходит на сцену. За 20 лет публика привыкла к пунктуальности луцких музыкантов, - поклонники приходят на концерты вовремя. Коллектив во главе с Александром Положинским решает начать выступление с композиции "МікрOFF/Onна перевірка" в дуэте с лидером херсонской группы "Ролликс" Дмитрием Игнатовым. Первое впечатление немного испортили откровенно плохой звук и неоправданное участие шоу-балета. Эта песня отражает настроения альтернативной сцены начала 2000-х и поэтому не нуждается в причесанности.

Продолжил "Тартак" не менее драйвово, - публика тепло восприняла проверенные временем "Оману" и "Репанк". Накатилась ностальгия во время исполнения "Оля-ля" - одной из первых композиций коллектива. С ней музыканты победили на фестивале "Червона рута" в 1996-м.

Яркости юбилейной концертной программе прибавило возвращение клавишника, бывшего двигателя группы Андрея Благуна. Андрей оставил "Тартак" в 2015-м, подавшись искать лучшей судьбы за океаном. Обнадеживаться поклонникам коллектива особенно не следует, - музыкант, скорее всего, оставаться в Украине не планирует. В последнее время "Тартак" концертировал без Благуна. Нечего греха таить, группа потеряла едва ли не самую надежную свою опору. Из-за отсутствия клавишных много композиций выпало из репертуара, другие же звучали неполноценно.

Зажигательный "привет" с конца 1990-х - начала 2000-х прерывает ряд остросоциальных композиций. Однажды вокалист культовой британской группы The Who Роджер Долтри сказал: "Грустно, но рок зашел в тупик. О важном сегодня говорят только рэперы". Слова Долтри очень четко характеризуют творчество "Тартака". За 20 лет своей деятельности музыканты заслужили статус артистов, "которым не безразлично".

Александр Положинский чувствует дух времени. Самая большая ценность его творчества - в откровенных, часто "неудобных" текстах. Искрометный речитатив под жесткие и прямолинейные гитарные партии - взрывная смесь рок-музыканта и хип-хопа - всегда находили отклик в сердцах тех, кто стремился к настоящему.

"Мій лицарський хрест", "Не кажучи нікому", "Ніхто, крім нас", "Голос крові"... Эти простые, инструментально непритязательные композиции благодаря своей необыкновенной энергетической силе стали голосом небезразличного поколения. Голосом тех, кто не уходил от ответственности и готов защищать свое - на страже собственного сердца или в промерзших окопах Донбасса.

Песню "Не кажучи нікому" музыканты исполнили вместе с Арсеном Мирзояном. Композиция, записанная девять лет назад с Андреем Пидлужным, вызвала много шума в музыкальных кругах. Причина - посвящение "братам по зброї та прийдешнім поколінням". Видеоклип музыканты презентовали 14 октября 2007 г. на концерте, посвященном 65-й годовщине создания Украинской повстанческой армии. Один из главных героев клипа - фотокорреспондент и боец добровольческого батальона "Айдар" Виктор Гурняк - погиб в октябре 2014-го на Луганщине...

Юбилейный концерт "Тартака" был отмечен большим количеством приглашенных артистов. И поэтому действо понемногу превращалось в немного скомканный, но феерический концерт-"солянку". Песню "Ти подумай", которая в свое время помогла выбраться из депрессивного состояния не одному ценителю творчества "Тартака", музыканты исполнили вместе с певицей MamaRika (Анастасией Кочетовой). На сцену выходили Анатолий Говорадло ("Ні, я не ту кохав"), Katya Chilly ("Понад хмарами"), коллектив AstartA ("Чорноморець", "Мій народ"). Положинскому было откровенно трудно перестраиваться, искать нужные слова и делиться эмоциями с присутствующими.

Одна из немногих, органически сложившихся, коллабораций - совместное исполнение "Божевільних танців" с коллективом "Танок на майдані Конґо". Фагот (Олег Михайлюта) и Фоззи (Александр Сидоренко) добавили этой песне уличные настроения конца 1990-х. На мгновение показалось, что каким-то непостижимым образом столичный клуб превратился в андеграундное действо в одном из подвальных помещений Луцка.

Достойным также был дуэт с Андреем Хлывнюком, лидером группы "Бумбокс". Совместная композиция "На даху" - один из самых удачных образцов украинского хип-хопа 2000-х.

Самым приятным сюрпризом вечера стало возвращение (правда, одноразовое) бывших участников "Тартака" - "Мухи" (Андрея Самойла) и "Валика" (Валентина Матиюка). В начале 2005-го они оставили коллектив, сосредоточившись на совместном с Хлывнюком проекте "Бумбокс". Тогда между двумя коллективами и пробежала черная кошка. Через 10 лет, перешагнув через разногласия, музыканты вышли на сцену вместе.

Именно по такому составу грустили те, кто вырастал на пластинках "Тартака". Их оказалось немало. Возраст большинства людей в зале - 25–40 лет. Ничего удивительного: группа никогда не пыталась актуализироваться музыкально, и поэтому завоевывать современного слушателя становится все труднее.

Не произошло, к сожалению, самого желанного возвращения "Тартака". Публика не увидела коллектива, который начинал свой путь в конце 1990-х, - непредсказуемого, экстравагантного, по-доброму сумасшедшего, откровенно андеграундного. Кто знает, возможно, мы уже никогда его таким и не увидим...