Заключительный этап Первого международного фестиваля современной хореографии «Танец ХХІ столетия», прошедший в Киеве, собрал гостей-танцоров из шести стран: Польши, Бельгии, Швейцарии, Франции, Румынии, США. На этом же фестивале были вручены награды «Лотос-98» в девяти номинациях.
Конечно, некоторые из тех, кто представлял свою державу на этом же фестивале в апреле, заартачились, не сочли нужным приехать в страну, где все время происходит что-то непременно плохое и где ни в чем нельзя быть уверенным. Конечно, для фестиваля, носящего статус международного, было представлено слишком много «наших». С другой стороны, и мы все равно не смогли бы принять большое количество гостей. Понятно, что в предлагаемых условиях организатор и президент фестиваля Олег Калишенко совершил подвиг.
Пусть кто-то считает, что главное в фестивале - награда. Но фестиваль собирается для того, чтобы выявить тенденции. Касательно заключительного этапа - он поставил несколько точек, которые, не исключено, разовьются в пунктиры. Киевские балетные группы - «А-6» (она, кстати, работала с известными западными исполнителями) и «Фэнтэзи» были на высочайшем уровне по технике исполнения.
И каким трогательным, каким волнующим, каким нежным после грубо-изощренных, холодно-совершенных плясок ребят из «Фэнтэзи» показался рассказ о мужчине и женщине под названием «Ты и я» в исполнении французов - Нель Клод и Тьери Буайе.
Не каждому удается или, скажем так, не каждый ставит перед собой задачу объединить постановку танца с постановкой пьесы. И в этом плане неимоверно выделялись среди всех маленькие балетные спектакли очень талантливого киевского хореографа Аллы Рубиной. Ее миниатюры, каждая из которых длится не больше 3-4 минут, - не что иное, как станцованная литература. Это переведенные на язык пластики, абсолютно завершенные рассказы. Хореографию Рубиной не спутаешь ни с чем: даже танцовщики у нее - Анна Денисенко, Ева Коваленко, Владимир Чуприн и др. - какие-то «рубинские»: они постоянно в образе, они достигают глубин подлинно актерского мастерства.
Пожалуй, в ХХІ столетие танец входит в синтетическом виде. В современном танце, переходящем грань веков, предпочтение не отдается ничему формальному. Предпочтение отдается красоте, гармонии, созвучию, в любых ипостасях. Кроме работ Аллы Рубиной это особенно заметно еще и в работах совсем молодого… нет, танцовщиком его, пожалуй, не назовешь, - совсем молодого акробата Анатолия Залевского. Образ Мечты, созданный им, - есть образ Воды, каждый раз меняющей свою форму. Отрадно, что искусство танца, показанное на фестивале, по духу своему было направлено на созидание и добро - как будто на сцене в то время действительно присутствовал Бог. Это не конечный пункт, это лишь точка, с которой можно начинать путь.