Быстро проходит не только молодость. Но и все хорошее на отечественном телевидении. На днях объявили о закрытии проекта СТБ "Танцюють всі!". Проекта качественного, творческого, непошлого, общественно-полезного.
На самом деле, оттанцевать, отсудить и откреативить девять сезонов - труд и срок немалые. Хотя в истории международных телевизионных приключений бывали марафоны и подольше, если вспомнить, к примеру, мегасерийный эфир телевизионной "Санта-Барбары" (иной формат, но тоже шоу). Гендиректор СТБ Владимир Бородянский в заключительном коммюнике официально сообщил, что за девять лет открыто невероятное количество талантливых хореографов и танцоров, а вместе с этим телепроектом выросло поколение, для которого танцы стали смыслом жизни и профессии.
Развивая эти мысли, от себя добавлю, - как раз о пользе подобных проектов: танцы все-таки стали чем-то большим, нежели просто телевизионное развлечение масс, спровоцировав в Украине тотальную моду на танцы, хореографию, даже на определенный хореографический стиль жизни (если будет позволено так сказать). За девять сезонов) этот формат породил такое количество частных, иногда прекрасных хореографических школ и студий в стране, что нарадоваться этому невозможно. Поскольку участники телепроекта увлекали юных и постарше - в красоту движений, в пластику переживаний, в телесную и душевную гармонию.
Таких школ-студий, рожденных энергией телепроекта, если не ошибаюсь, сотни. И уж лучше такие школы, естественно, чем наркопритоны и бандформирования, созданные иными телевизионными "форматами". Если кто-нибудь из поклонников этого проекта додумается установить памятную табличку на офисе СТБ в память о скончавшихся "Танцах", то это может быть не табличка, а целая бетонная плита, на которой серебряными буквами выгравируют имена многих харизматичных судей-хореографов и, конечно же, победителей. Среди судей, например - Раду Поклитару, Влад Яма, Франциско Гомес, Алексей Литвинов (Царство ему небесное), Таня Денисова, Костя Томильченко, Алла Давидовна Рубина. Все как на подбор! Участников - море. Всех не перечислишь.
После вести о скоропостижном закрытии "Танцюють всі!" я позвонил Раду Поклитару и спросил: "Что тебе лично дал этот проект как художнику и человеку?". Раду безо всякой иронии ответил:
- Во-первых, этот проект дал дополнительную популярность моему детищу, театру "Киев модерн-балет". Люди, которые смотрели программу, видели дядьку в телевизоре, а потом, заинтересовавшись дядькой, шли к нему в театр, смотрели спектакли. Безусловно, этот проект подарил встречи с замечательными людьми. И, конечно же, не могу не сказать, что два участника проекта впоследствии стали работать у меня в театре.
Шоу "Танцюють всі!" появилось на экранах в сентябре 2008-го. Эта программа - украинская адаптация британского шоу "Ты думаешь, что умеешь танцевать?". Отцы-основатели формата - Саймон Фуллер и Найджел Литко. В США этот проект стартовал еще в 2005-м.
В этой заслуженной комплиментарной заметке также важно отметить, что украинская версия совершенно не воспринималась как калька с чужой, в ней было какое-то свое оригинальное обаяние, усиленное харизматичностью ведущих, судей, юных (и не очень) талантов.
В СМИ появились предположения о причинах закрытия "dance-телесаги": якобы просели рейтинги в последнее время. Но это отговорка. У кого это из них (из каналов) особо выдающиеся рейтинги в наше немирное и скудосветное время?
Что вообще смотреть в зомбоящике кроме говорящих голов на дюжине однотипных телеканалов?
По объективным сведениям, причина закрытия - не высокая поэзия рейтинга, а низкая проза жизни. На канале "нет денег". То есть они есть, но с каждым новым выдающимся экономическим подъемом в стране их становится все меньше и меньше. Неумолимый мотив экономии средств, закручивание финансовых гаек, соответственно, уменьшение собственного телепродукта - естественные последствия этого самого "нет денег".
Как многим известно, этот же диагноз - "нет денег" - частично перевел и переведет окончательно на подножный корм (в их масштабах) и телеимперию В.Пинчука, и телерай И.Коломойского, и телецарство Д.Фирташа.
"Нет денег" предполагает в дальнейшем постное телеменю, "черепную коробку телепередач", отказ от ярких, дорогостоящих многолюдных постановочных форматов (наподобие "Танцюють всі!").
Конечно, хорошо, если на место убывших придет другое, интересное и полезное. Но пока не придет. Потому что снизу в телерубку уже стучат: "Это еще не дно!".