UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ТАЛАНТ — ЕДИНСТВЕННАЯ НОВОСТЬ, КОТОРАЯ ВСЕГДА НОВА»

В суете американизированных искателей шумного, быстрого успеха, в мельтешении кичевых множеств, у...

Автор: Надежда Веровенко

В суете американизированных искателей шумного, быстрого успеха, в мельтешении кичевых множеств, убежденных в европейском уровне своих деяний, в плотных рядах фермеров от искусства, крепко восседающих на приватизированных Пегасах, есть ли, может ли быть место яркому, мощному таланту, мастерством ограненному, ежедневной упорной работой совершенствующемуся? Ханжествуют те, кто успокоительно бормочет: «Истинный талант всегда пробьется». Время слишком круто изогнулось, и правильно сказано, да и жизнь давно уж подтвердила, что и бездарность может пробиться, а истинному таланту нужно помогать.

Оля Микитенко. Милая, скромная, доброжелательная девушка без «выпендрежа», так популярного сейчас в молодежной среде. Первое впечатление и намеком не предвещает поразительного преображения в концертах. Свершается таинство перевоплощения обыденного в исключительное, неразгадываемое. Прекрасная молодая женщина до краев наполняет зал дивным голосом. Не совсем укрощенный, он порой выплескивается через край, что не мешает, а скорее, наоборот, заставляет удивляться: «Ого, сколько же еще там внутри!» Когда, кажется, все на пределе распахнутости, бесстрашной обнаженности. Пока не пришло зрелое осознание своей силы, желание и умение бережно ее расходовать. Слушатели имеют счастье ощущать, как эта сила обрушивается шквалом огромного диапазона эмоций, облаченных в звуки. И охмелевшие соучастники действа, ведомые магическими звуками, вслушиваются в шелковое пианиссимо прозрачной нежности, наслаждаются глубоким бархатом зрелой страсти. Лукавство, кокетство, созерцание, растерянность, боль, страдание, мудрость - откуда все это в 22 года? Убежденность в необходимости личного опыта Ольга разбивает. То, что иным приходит с годами и зовется жизненным опытом, избранным дается Богом от рождения.

Есть все основания подавать Ольгу Микитенко как диву. Наверное, «там» только так бы и сделали. Скрупулезно рассчитали, подготовили все «до кончиков ногтей», вложив огромные суммы (прекрасно понимая, что все окупится сторицей), взвинтили рекламный ажиотаж до истеричного любопытства и, точно выдержав паузу, дали возможность соединиться двум нетерпениям страсти - брать и отдавать (do ut des - «даю, чтобы и ты дал», как говаривали римляне), двум основным составляющим творческой удачи, успеха, славы, наконец. У нас же все, к сожалению, а может, к счастью, - иначе. А может, и то, и другое разом.

К сожалению, драгоценная энергия расходуется на преодоление препятствий. Опять ложно расхожее представление, что преграды, барьеры закаляют характер, формируют волевые качества натуры. А если они суть стресс, шок или просто нервотрепка? Нет, наждак суетливых будней сдирает защитный слой, позволяющий не просто переносить мерзейшую действительность, но и творить. Разрушается плодородный гумус, для восстановления которого нужны покой и время. Талант накладывает обязательства не только на обладателя, но и на окружающих: на родных, друзей, преподавателей, соседей по общежитию, на нас с вами и, далеко не в последнюю очередь, на государство. Ибо, простите Бога ради за высоту штиля, талант есть основа культуры, а культура есть основа государства, и государство, которое думает иначе, - обречено...

К счастью, потому что мы с вами можем, пока еще можем присутствовать при волнующем преображении, а не быть ослепляемыми недоступной звездой, как «там». Диапазон дарования певицы, актрисы настолько широк, что сейчас, видимо, даже трудно представить его перспективы. Остается только с трепетом наблюдать.

Свое будущее Ольга связывает с оперой, сложнейшим из искусств, где недостаточно обладать сильным голосом. Как писал К.С.Станиславский: «Оперный певец имеет дело не с одним, а сразу с тремя искусствами, то есть с вокальным, музыкальным и сценическим. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой - преимущество его творческой работы. Трудность - в самом процессе изучения трех искусств, но если они восприняты, певец получает такие большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя, каких не имеем мы, драматические артисты. Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели». И цель эта - создание неповторимого произведения, каждая встреча с которым - праздник. К сожалению, во времени, к счастью - при нас.

Благодаря самоотверженной помощи профессора Николая Бархатова за последние полгода Ольга спела шесть сольных концертов. Не просто любитель, но знаток оперы, случайно услыхавший Ольгу в спектакле меньше года назад, он обомлел: «Такой красоты голоса, уникальности тембра я еще не слыхал на украинской сцене, хотя назвать себя новичком не могу. Бывая за границей, имел счастье слышать лучшие голоса мира. Поймите меня правильно, я не собираюсь и не смею сравнивать, но могу позволить себе предсказать Оле большое будущее». К статусу восхищенного поклонника Н.Бархатов прибавил менее приятный и куда более хлопотный - «импресарио».

Его усилиями организованы съемки телепередачи, найден спонсор, оплативший поездку Ольги Микитенко на престижный конкурс вокалистов в Барселону. За два дня до вылета в Испанию певица согласилась встретиться и ответить на несколько вопросов.

- Оля, расскажи, пожалуйста, о себе.

- Восемь лет в музыкальной школе города Житомира по классу фортепиано, три курса дирижерско-хорового отделения музыкального училища. В 15 лет спела Арсену в «Цыганском бароне» в Житомирском музыкально-драматическом театре. Всего восемь главных ролей за два года. После второго курса поехала на прослушивание к Е.С.Мирошниченко. Очень обрадовалась ее словам: «Бросайте, деточка, училище, поступайте в консерваторию!» Но тогда это было невозможно без документа о среднем образовании. Пришлось параллельно с учебой в училище, поездками в Киев на уроки с Евгенией Семеновной посещать, а затем и сдавать экзамены за 10, 11 классы в вечерней школе. Затем музыкальная академия. Три курса продолжала заниматься вокалом у Е.С. Мирошниченко. На третьем курсе впервые выступила на сцене Киевского оперного театра в партии Виолетты из «Травиаты», после чего была зачислена в штат. Последние два года занимаюсь с Г.С.Сухоруковой. За это время подготовлены партия Лючии ди Ламмермур, обширный концертный репертуар - арии, романсы, песни. В процессе работы - партия Джильды из «Риголетто». В июне этого года принимала участие в Международном конкурсе вокалистов в Болгарии, где заняла четвертое место.

- Ситуация, в которой мы сейчас находимся, складывается часто не в пользу талантливых, порядочных, образованных и т.д., позволяя, однако, иной категории, не пройдя огонь и воду, попасть в медные трубы, добиться популярности. А вот ты учишься уже шестнадцатый год и, как я поняла, не собираешься останавливаться после окончания академии. Зачем тебе это?

- Не знаю. Просто не представляю, как можно иначе. Постоянно ощущаю потребность познавать, меняться. Кажется, что только непрерывная работа над самоусовершенствованием, а для меня это неразделимость духовности и профессиональных навыков, позволит приблизиться к тем истинным вершинам, которые я перед собой вижу, поможет познать тайну жизни.

- Значит, ты не приемлешь сугубо профессионального, т. е. узко направленного совершенствования? Ведь не секрет, что высокий уровень западного благосостояния достигнут именно благодаря узкой профессионализации, а наши представления о гармоничной личности не выдерживают напора действительности?

- Нет, не принимаю. Ни как человек, ни как певица. Убеждена, что ограниченный человек в моей профессии только проиграет. Как бы я ни была загружена, стараюсь найти время для чтения, к которому привыкла давно, хожу на выставки, люблю смотреть спортивные передачи. Иногда мне хочется сделать свой звук таким совершенным, как тело спортсмена. Ходила бы сама в тренажерный зал, если бы он был в академии или в оперном. Хочется много путешествовать.

- Если ты хотела и знала, что станешь оперной певицей, зачем пошла в оперетту?

- Во-первых, страшновато в 15 лет войти в такой сложный, серьезный жанр, как опера (хотя именно в 15 лет Монсеррат Кабалье впервые вышла на оперную сцену). Во-вторых, интуиция подсказывала (тогда я этого не осознавала), что оперетта поможет избежать ходульности, театральности в драматических оперных ролях, быть максимально естественной при всей условности жанра. Люблю высказывание А. Тосканини: «Главная цель искусства - простота и непосредственность». Мне кажется, что в оперетте они есть.

- Многие считают, что талант - это счастливый билет в поезд экстракласса, который везет к успеху, забывая, что талант предполагает рабскую зависимость. Ты еще совсем молода, и те вершины, о которых ты говорила, еще так далеко, а путь к ним так тяжел. Не страшно?

- Честно говоря, я никогда не задумывалась. Просто есть во мне убежденность, что я должна делать именно так - другого не дано. Как будто кто-то за меня уже все решил, а я выполняю это решение.

- Звезда - всегда миф. Она всегда окружена легендой. В былые времена это происходило само собой, из-за исключительности личности. Сейчас модно и можно искусственно создать исключительность. Как ты к этому относишься, что для тебя миф? Какой бы ты придумала себе на перспективу?

- Я не хочу ничего придумывать, а миф... «Шила в мешке не утаишь». Иногда достаточно одной фразы, мелочи - и мифическая фигура рассыпается, обнажая напыщенную серость. Да и нет вокруг меня мифотворцев. Так что какая есть, такая есть. А что будет потом - одному Богу известно.

- Ощущаешь ли свою особенность?

- Только как данность свыше, которой и служу.

- Кто и что помогает и мешает?

- Мешает отсутствие здоровой конкуренции. Помогает вера, интересные любящие друзья, слушатели на концертах. Больше всех помогает муж. Он рядом со мной уже 4 года. Мой муж большая редкость. Только по-настоящему сильный мужчина может поступать так, как он.

- Что для тебя понятие «дом» и есть ли он у тебя?

- К сожалению, живем в общежитии и даже трудно представить, когда заработаем на квартиру. А в мечтах «дом» - это место, где можно уединиться, отдохнуть, расслабиться.

- И последний вопрос. Чего ты ждешь от своих слушателей? Восторгов? Поклонения?

- Я хочу, чтобы люди, для которых я пою, которым я отдаю лучшее, что есть во мне, отвечали мне тем же, чтобы они были не просто потребителями или восторженными поклонниками, но чтобы после моих концертов они становились лучше.