Антология молодой украинской драматургии «В ожидании театра» издана в киевском издательстве «Смолоскип» (вступительное слово - Я.Стельмах, предисловие - Ю.Сидоренко, упорядочение и послесловие - Н.Мирошниченко, редактор - Г.Карпенко, художественное оформление - В.Фенчак). Главой комиссии, занимающейся отбором пьес для Антологии, был известный драматург, секретарь правления СПУ Ярослав Стельмах.
Вот небольшой фрагмент из пьесы Л.Демской «Возвращение в никуда», определяющий квинтэссенцию этого коллективного труда. «Что было, оно и будет... Что делалось, оно и будет делаться... И нет ничего... нового... под солнцем...» Конечно, нет ничего нового в мире, но сколько существует человечество, столько пишется слово, искрятся во времени по-иному его грани, меняются смысл и оттенки, аромат и значение. Оно никогда не ново и ново всегда. Потому-то и интересна личностная литературная интерпретация всего известного, всего уже написанного раньше. Драматургические поиски молодых литераторов ценны прежде всего тем, что предлагают читателю собственный мир каждого из них, дают возможность пережить ощущение литературного открытия.
Антология представляет четырнадцать драматургических произведений двенадцати авторов. Пяти пьесам уже посчастливилось увидеть свет рампы, остальные - в ожидании... Эти субъективные модели различных проявлений жизни, затейливо выстроенные каждым драматургом в отдельную пьесу; являют собой пестрый литературный массив, где нет единого драматургического направления, нет образчиков чистого жанра или стиля, нет целостности картины процесса. Но есть возможность удовлетворения любого литературного вкуса. В исторической драме присутствуют элементы сюрреализма, в бытовой комедии - элементы абсурда, в мелодраме - элементы «чернушной» драмы. В такой разноликости и взаимопроникновении ощущается смелость эксперимента, стремление расширения собственной художнической палитры. В какой-то мере это и возможность увеличения сценических вариантов будущих театральных прочтений. Можно говорить о чертах, объединяющих эти пьесы. Прежде всего это форма - их небольшой размер, камерность, малое количество действующих лиц. И еще одно, может, главное общее начало - все они отражают дух времени. Это размышления о постижении себя и мира вокруг в сложный временной отрезок завершения тысячелетия. Бесконечно интересно было бы увидеть сценические интерпретации этих размышлений. Помноженные на магию театрального воплощения, некоторые из этих умозаключений несомненно смогли бы стать серьезными художественными обобщениями, которые в свою очередь приняли бы в эту цепь общения и поиска истины зрителей, тех, ради которых, собственно, эта «драматургическая каша» и заваривалась. Ну, а пока этим зрителям остается разве что стать читателями и творить каждой пьесой уже свой театр в собственном воображении. В ожидании этого взаимного творчества находятся все пьесы Антологии. И те, в которых сильно ощущение сценичности, действенности, знания законов сцены, особенностей театра, и те, которые представляют собой только лишь литературную ценность. Сложность некоей классификации пьес состоит в том, что каждая из них несомненно оригинальна и представляется убедительной в каждом случае, «теорией возможности репрезентовать мир»
(П. Пави). И все же. Единственная в сборнике пьеса для детей - музыкальная стихотворная сказка «Заросли» автора Ю. Данилюка. Яркие маски, действенный сюжет, моменты его традиционности напоминают народный, балаганный театр. По принципу «театр в театре» написаны пьесы Елены Клименко «Удивительная и поучительная история Каспара Гаузера», Олега Миколайчука-Низовца «Последний вскрик матриархата», Неды Нежданы «И все-таки я тебя предам». Материал, очень благодатный для сцены. Как еще одна пьеса Неды Нежданы, представляющаяся одной из интереснейших, - мелодрамофарс «Одиннадцатая заповедь, или Ночь шутов» с неожиданностью сюжетного поворота и неоднозначностью временных ассоциаций. Реалистическое направление в сборнике представлено драматургией Натальи Ворожбит «Житие простых», где главным действующим лицом становится наше время, калечащее и изменяющее людей, и пьесой Олега Миколайчука-Низовца «Территория «Б», или Если раздеваться - так раздеваться», где на это же время смотрится через увеличительное стекло комедии. С элементами абсурда встречаемся в пьесах Анатолия Днестрового «Учитель», Сергея Щученко «Давай поиграем», Соломона Слона «Лампа». Поиски необычной формы, неоднозначность ситуации, многозначительность слова - все это присуще сюрреалистическо-ассоциативному направлению поисков этих авторов. Пьеса Сестер Озорниц «Король дебилов» напоминает студенческий капустник с реалиями сегодняшнего дня и стремлением молодежи к «эпохе открытого пространства». Две пьесы Леси Демской - «Так не будет», «Возвращение в никуда» и миниатюра Елены Савчук «Свидание со смертью» можно объединить большей литературностью, чем сценичностью. Возможно, что при удачном стечении обстоятельств, талантливости режиссера и актеров в театре можно поставить любой текст, но законы драматургии - непреложны, действие и еще раз действие.
Действенность же творческой позиции участников этой литературной акции очевидна. Они стремятся выразить себя, видоизменить мир, отобразить противоречия его процессов. В общем, творить литературу для театра. Не случайно, наверное, название Антологии молодой драматургии перекликается со знаменитым беккетовским ожиданием Годо. Нашим драматургам в их ожидании театра поможет вера в себя, укрепление в ней, вдохновение и удача. И он обязательно придет... Театр...