UA / RU
Поддержать ZN.ua

Святой Николай: на пороге встречай!

В чем-то зимние святки остались для нас неизменными, а в чем-то стали другими... У каждого из нас собственная память...

Автор: Ольга Недавняя

В чем-то зимние святки остались для нас неизменными, а в чем-то стали другими... У каждого из нас собственная память. Общей для всех взрослых является понятная ностальгия по сказке своего детства. А в чем-то новогодние воспоминания могут быть разными. Для кого-то это елка до потолка, мандаринки, которые где-то доставал отец, оливье и другая приготовленная мамой традиционная вкуснота. А еще — конфеты от Деда Мороза, тогда еще не будничные. (Правда, жалко было со временем узнать, что борода Деда — из ваты…) А у кого-то это ожидание гостинца от святого Николая: заработал ли в этот раз, обойдется ли без розги? А потом, после вечерниц на Екатерину и Андрея, — дидух и кутя, колядки, Маланка, возможно, даже полуподпольная рождественская служба и привкус сожаления о том, что эта сказка тайно-скрытая.

Сейчас есть возможность праздновать, как душе угодно — были бы только фантазия и средства. Праздничные персонажи — пожалуйста, на любой вкус, как в супермаркете. Вот она, мультикультурность в действии: актера заказать можно на любую роль — Деда Мороза, Санты или святого Николая. Хоть в садик, хоть к младшим школьникам, хоть домой или на корпоративную вечеринку.

Но разные персонажи все же «удобнее» предоставляются на те или иные сюжеты. Конечно, самыми универсальными являются два первых. Это ничего, что Дед Мороз «рожден» в бурные годы борьбы с «пережитками буржуазного суеверного прошлого», сейчас он уверенно «обходит» своего коллегу Санту, родившегося специально для рекламы. Еще бы: ведь у того есть только олени, а у Деда Мороза — Снегурочка. Это когда-то она была внучкой, а сейчас — часто просто привлекательная девушка, составляющая своему Деду пару не только, чтобы дарить ребятишкам конфеты... Уже не один год можно видеть «креативную» рекламу чего-то не совсем новогоднего, где эта парочка, одетая довольно легкомысленно как для зимних героев, возлежит на постели, соблазнительно улыбаясь потребителям. И это уже не говоря о соответствующем «креативе» на корпоративах, где на Деде Морозе и Снегурочке из их праздничной одежды остаются разве что колпак и кокошник... Санта вместе со своими оленями нервно сопит в стороне.

У Санты — свои проблемы: для части симпатиков на своей родине он стал неполиткорректным. А поклонники святого Николая его активно не признают. Все же быть клоном неудобно: для кое-кого он слишком напоминает оригинал, а для кого-то тот же оригинал профанирует и компрометирует.

Потому приходится горемычному Санте отстаивать свой нехитрый «сегмент» со всех сторон, берясь за любую рекламу, за любые распродажи.

Другое дело — святой Николай! Какой-то он не универсальный, еще и требовательный к тому же. Детям может не просто не принести подарок, а даже подложить вместо него розги. Взрослым — хлопоты хуже, чем с его «клоном» или «заменителем». Мало того, что со святым Николаем также надо, гм, скромно и незаметно сотрудничать, так еще и объяснять подрастающим детям: святой — все же есть, а чудо происходит до тех пор, пока в него веришь. Ну а когда уже начинаются вопросы-сомнения, надо найти убедительное объяснение: дескать, святой Николай прощается с подрастающим ребенком до следующих, других встреч, когда он сам, уже взрослый, будет воспитывать собственных потомков... Только бы о розгах не забыть. Иногда они все же уместны. По крайней мере, вместе с подарком. Иначе святой Николай обидится за превращение его в непритязательного заменителя.

...Уже от Николая раньше разучивали колядки, изготавливали рождественские украшения. Сделанные собственноручно вместе с детьми, конечно же, теплее и оригинальнее купленных. А как волшебно это время, отданное общему творчеству, живому содержательному общению. К нему надо привлекать и друзей детей: пусть вместе учатся чему-то доброму. Можно, например, вместе изготавливать рождественские вертепы. В малогабаритных квартирах их можно разместить на окнах. Так, между прочим, было в старом Киеве. Мало сейчас осталось старых рам с большим промежутком между оконными стеклами, но неужели фантазия у нас хуже, чем у предков? Тем более, имея столько современных технических средств.

Оригинальный вид имеют вертепы-витражи и цветные поделки, подсвеченные гирляндами. А можно применить и всю «компанию» игрушек или, вспомнив собственное детство, нарисовать вертеп хоть и зубной пастой, добавив блесток и мишуры. Представляете, как тепло могут расцвести наши вечерние окна такой сказкой? Порадуют они не только святого Николая.

И встречать святого Николая стандартным тортом совсем не комильфо. Купленные в том же супермаркете пряники в виде праздничного персонажа как-то не слишком впечатляют наших уже опытных маленьких потребителей. Но ведь можно вспомнить старый народный рецепт домашнего николайчика и поколдовать над ним вместе с детьми и их приятелями. В отличие от того, что «на вынос», он был не пряником, а очень вкусной теплой, прямо с печки, запеканкой.

Вот его старокиевский рецепт, существующий в нескольких «разноконфессионных» вариантах. За основу, одинаково для всех, берут белый хлеб, размельченный руками, в миску добавляют орешки, изюм, кусочки свежих фруктов или цукатов, мед, масло и патоку (можно заменить редким вареньем). В старом Киеве, который всегда славился широтой взглядов, в николайчик могли попасть и молоко (или сливки), и яйца. Еще по собственному вкусу кладут ваниль, корицу или цедру. В хорошо вымешанную массу прячут маленькие сувенирчики (для микроволновки — только изготовленные из разрешенных для нее материалов). Запеченный в духовке (или микроволновке, где время приготовления — несколько минут) николайчик разукрашивают сверху, словно снегом, сахарной пудрой (можно взять и кокосовую стружку), орешками и цукатами. Вкуснее он теплый. Сувенирчики обыгрываются веселыми пожеланиями.

Конечно, все эти вещи «работают», когда являются не только внешним антуражем. Если нам не безразлично, среди чего жить и воспитывать наших детей, готовьтесь в большом и малом к ежедневному творческому труду. Пусть наши дети — с нашей действенной помощью — не пасуют перед агрессивной попсой. Ведь они — наше отражение.