«Свободу ушам» — и Масяня выбросила в окно телевизор, демонстрируя свой протест против масс-культуры. Ну, и что из этого? Свободолюбивую Масяню съела та же масс-культура, а телевизоры и радиоприемники продолжают звучать и мигать вокруг нас, презрев свободу ушей, глаз и мозгов.
История из жизни
Недавно у меня сломался будильник, и я решила воспользоваться продвинутым музыкальным центром, в котором можно настроить на нужное время включение радио.
Я, наконец, поняла, как много потеряла, не слушая радио. Такой бодрой меня не в силах сделать даже утренняя зарядка. В первое утро меня поразил диалог, услышанный во время выпуска новостей на очень модной киевской волне. «В Ираке продолжается война», — игриво сообщила ведущая. «А в Киеве мирно и солнечно», — подхватил ее коллега. Кроме событий в Багдаде, программа новостей поведала о пробках на дорогах Киева, протесте учителей во Львове, новой марке йогурта и последних тенденциях моды.
То, что голоса ведущих оставались одинаково бодры и веселы во время военной хроники и рассказа о модной одежде, меня удивило меньше всего. Не говоря об обычных интонационных ударениях. Что поделаешь, времена Левитана и «советского информбюро» прошли безвозвратно — и это не может не радовать. Но я так и не дождалась ни одного репортажа или комментария, предполагаемых новостным жанром, ни одной ссылки на информагентства и интернет-издания, откуда была взята информация: создалось впечатление, что все это — от событий в Багдаде до тенденций мировой моды — собственная информация FM-студии. Верится, как вы сами понимаете, с трудом. Эти новости, конечно, не представляют собой большой ценности для тех, кто может прочитать все сказанное на полчаса раньше в Интернете, но для тех, кто не имеет возможности знакомиться с ними так оперативно, новостные программы радио остаются основным источником информации. Проблема лишь в качестве и профессиональной честности ведущего и редактора программы (как-то не поднимается рука написать «журналиста»). Если честно, не сильно располагает к доверию безответственная болтовня ведущего ди-джеевского типа, тем более когда остается непонятным, откуда он сам об этом узнал.
Мое второе радио-утро было еще веселее. Я переключилась на волну, не будоражащую мое утреннее сознание интернет-новостями в радиоинтерпретации, и, нажав кнопку поиска, попала на радиоконкурс — такой милый развлекательный жанр. Речь шла о мужских поступках. О том, на что наша сильная половина способна ради любимой женщины. Рассказчицами — участницами конкурса «Я милого узнаю по» (таково полное название конкурса), естественно, были женщины. И их истории не просто взбодрили меня, но окончательно прогнали сон, заставив широко открыть глаза. Знаете, какие случаи из жизни они рассказывали? Как им дарили дорогие подарки, путешествия на дорогие курорты и дорогие букеты цветов. Только одна девушка рассказала о серенаде под окном, и, признаться, на фоне других выглядела малореально и как-то бледно. Оказывается, чтобы стать героем романа, не надо совершать кровопролитий или быть внимательным и милым парнем — надо просто раскошелиться… А я все жду каких-то мужских поступков, старомодная наивная женщина… «Делайте своим любимым подарки, и вы тоже станете героем нашего конкурса», — восклицает ведущая. И все вроде бы правильно и логично, ведь всем понятно, что программа «спонсорская» (т.е. делается при активной поддержке той или иной коммерческой фирмы), соответствующий и вывод.
На следующее утро в гостях у одной из киевских радиостанций был астролог. Я бы с удовольствием с утра послушала легкое радиоинтервью, но рассказ в 7.30 о сексуальной совместимости представителей разных зодиакальных знаков меня несколько смутил. А собственно, почему бы и нет? Ведь на улице весна, и можно себе позволить подумать о совместимости прямо с утра. Но тут раскрепощенная ведущая решила поделиться собственным сексуальным опытом, приобретенным с мужчинами разных знаков зодиака. Ничтоже сумняшеся она сгребла в одну кучу всех Тельцов и Рыб, с которыми у нее что-то не получилось, восхвалила умения Близнецов, Козерогов и Дев. Интересно, сколько чувствительных и суеверных мужчин, родившихся «не под тем» знаком, в этот момент почувствовали себя ущемленными...
Самое неприятное то, что вела себя девушка-ди-джей достаточно типично. Вспомните хотя бы комментарии по поводу песен, певцов, погоды, которые «отмачивают» между музыкальными блоками ди-джеи. «Какой же душечка этот Стинг!» (Это Стинг-то…) «После пения одного голубого друга, — комментирует ди-джей песню Джорджа Майкла, — перейдем ко второй знаменитости той же ориентации. Знаете, а ведь Джордж Майкл и Элтон Джон долгое время просто не переносили друг друга…». И еще один изумительный пассаж: «Наконец-то пришла весна не только в песне, — комментирует ди-джей «Весну» группы «ВВ», — и теперь у многих поднимется не только настроение…».
Вообще, стоит особо отметить фаллоцентризм большинства ведущих радиопрограмм на FM-станциях. Причем как девушек (что можно было бы хоть как-то объяснить), так и юношей. Приведу только один пример. В беседе со «счастливчиком», дозвонившимся до редакции, барышня предлагает герою для начала тест на «самоидентификацию». «На что похож ваш главный орган?» — спрашивает она в эфир. «Да-да, — подхватывает партнер в студии, — ваша самая-самая важная часть тела». Предлагаются варианты ответов: Ростральная колонна, Александрийский столп, шпиль Адмиралтейства. Слушала я это, как обычно, в полслуха, и моя первая реакция была, разумеется, неадекватна: «что за странная фантазия: голова в форме шпиля Адмиралтейства». Однако в следующее мгновение я поняла, что «самая-самая важная часть тела» мужчины, по версии ди-джеев, — совсем не голова...
Удобство в мышлении
Странно, до своей радио-недели я не реагировала на фоновое звучание радио в общественном транспорте. Я старалась занимать сидение в задних рядах и смотреть в окно. Теперь все иначе: мое ухо, с самого утра настроенное на радиоволну, четко реагирует на знакомые голоса ведущих и модные песни. Этот навязчивый радио-сервис раздражал мой слух, и я, наконец, поняла Масяню, выкинувшую в окно телевизор.
Но должна сказать, по моим наблюдениям, люди в транспорте, в отличие от меня, слушают радио. На днях в маршрутке я спросила у соседки лет тридцати, нравятся ли ей ведущие киевских радиостанций. Ответ не требует комментариев: «А почему нет? Анекдоты неплохие бывают, шуточки. Пошловатые иногда, правда. И погоду, бывает, угадывают. Главное — не нагружают».
Людям нравится, когда их не нагружают. И это правильно. Но ведь и Штраус не нагружает, и О’Генри тоже. Не нагружая, можно ненавязчиво давать человеку новую информацию и позитивные эмоции, а можно не нагружать в полном смысле слова, с нулевым эффектом.
Наш радиослушатель радуется, когда его не нагружают. Но ведь конкурс «Я милого узнаю по» или рассказ ведущей о своем сексуальном опыте не просто нагружают — они озадачивают. Мы говорим о том, что нет героев в нашем отечестве, а сами слушаем от ведущих радиостанций рецепты «героя нашего времени». И в конце концов, сами не замечаем, как начинаем повторять их слова. Ведущие ведут себя с нами так, будто мы встретились на дружеской вечеринке, и после щедрого застолья, кто бы что ни «морозил», никто ни на кого не обижается.
Но проблема в том, что приятный тембр голоса и умение заполнять паузы между песнями болтовней не заменят профессионализма. В Дании, от радио которой лично я в восторге, на работу ведущего не может претендовать человек без актерского образования. Кроме этого, будущие ведущие проходят курс занятий с психологами и в трудовом контракте подписываются под пунктом, который защищает честь и достоинство слушателя. Поэтому датские ведущие изумительно играют голосом и корректно ведут себя в эфире.
Во Франции ведущие держатся достаточно свободно, но они понимают, что радиослушатель может подать на них в суд, если посчитает, что телефонная радиошутка повредила их репутации или нанесла им моральный ущерб. Кстати, во Франции есть прецеденты, когда радиослушатели выигрывали судебные процессы.
Чем отличаются наши ведущие от зарубежных? Отсутствием внутренней культуры. Подбор ведущих по критерию «незакомплексованость» и «приятный тембр» не предполагает профессионализма. И в этом главная проблема. Не имея внутреннего культурного стержня, человек не может, каким бы замечательным он ни был, чувствовать ту грань, нарушив которую, ты обижаешь слушателя.
Длинное влияние короткой волны
До сих пор не могу дать себе ответ на вопрос: ди-джеи и ведущие радиопрограмм — продукты толпы или толпа — продукт влияния моды, которую питают ди-джеи? Радиоведущие пытаются соответствовать массе, копируя модные выражения, интонации и американизмы. Но ведь откуда-то эти ди-джеи пришли и по каким-то критериям их отбирали.
Кто-то скажет, что большинство слушателей выбирают радиостанции исходя из музыкального наполнения эфира. Что слушатели не уделяют большого внимания ди-джеям, не пытаются запомнить их имена, что, как мне кажется, говорит в первую очередь о качестве их работы. «Радио — не персонифицированное, оно — фоновое, — сказал мне программный директор одной киевской радиостанции на вопрос, почему зрители не запоминают имена ведущих программ и ди-джеев.
— Зачем тогда они появляются в эфире? — спросила я.
— Ну как, новости прочитать, погоду рассказать. Ведущие работают над программами со спонсорами.
— А со зрителями они работают? — осторожно спросил я.
— А как же, — как-то заминаясь ответил программный директор.
Самое ужасное, что от этого фона никуда не скрыться. Садясь в маршрутку или в такси, стоя в очереди в магазине, сидя в кафе или ресторане, вы попадаете в теплые объятия этого «фона». Он ненавязчив, он не требует лишних усилий, он въедается в сознание и влияет на слушателя исподтишка, диктуя стиль мышления. Ведь человеческий мозг легко поддается именно такому фоновому влиянию. Это легко, это не нагружает, это, в конце концов, удобно. Это с одной стороны не мешает, с другой — не оставляет в тишине, наедине с собой и с необходимостью о чем-то думать.
Непрофессионализм в работе радиоведущих уже стал политикой влияния на людей, из которых планомерно формируют толпу, не обремененную мыслями, которая воспринимает то, что льется из динамика, как норму. И к этому очень быстро привыкаешь. У меня есть знакомые, которые неловко чувствуют себя без этого «фона». Они просыпаясь или приходя с работы рефлекторным движением нажимают на кнопку «не нагружающего» радиоприемника.
Мы недооцениваем радио, считая его средством развлечения. А ведь это не просто развлекательное — это самое массовое СМИ. И с помощью радио можно очень умело, ненавязчиво влиять на сознание людей. Культурный пласт, создаваемый нашим украинским FM-эфиром, как правило, примитивен и не несет ни позитивных эмоций, ни новой информации. Нам лень думать, и радио — очень удобное средство избавить себя от сосредоточенности. Мы даже не заметим, как начнем воспринимать низкокачественный информационный продукт за образец.
Что ж, попробую починить будильник и выбросить в окно приемник. Может, получится лучше, чем у Масяни?