UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВОБОДНАЯ МУЗЫКА В СВОБОДНОМ ГОРОДЕ

Время бежит стремительно. Оказывается, с момента окончания второго Международного джазового фестиваля памяти Леонида Утесова прошло более шести лет...

Автор: Мария Гудыма

Время бежит стремительно. Оказывается, с момента окончания второго Международного джазового фестиваля памяти Леонида Утесова прошло более шести лет. Одесса этот досадный пробел практически не заметила в основном благодаря деятельности джаз-клуба под управлением музыковеда Елены Шевченко и «Клуба высокой музыки», возглавляемого джазовым пианистом с мировым именем Юрием Кузнецовым. В городе постоянно организовывались концерты джазменов-знаменитостей, вечера спонтанной импровизации, так называемые джем-сешны. И все же особой отрадой для всех жителей свободного города, влюбленного в свободную музыку, стал трехдневный первый международный фестиваль «Джаз-карнавал». Он бушевал повсюду: в зале Одесской филармонии, у памятника Леониду Утесову на Дерибасовской, на веранде уютного ресторанчика в Городском саду «Кларабара» и на площадке джазового трамвая, курсировавшего от Аркадии к центру и обратно. По центральным улицам прошло карнавальное шествие, состоящее из подлинных музыкантов, поддельных негров, неподдельных красавиц, ехал даже бутафорский паровозик «Чикаго» (ну, любители джаза поняли: «Чи-ка-го, Чи-ка-го! Па-да-ду-дам!..»)

Прямо скажем, одесскому оргкомитету и московскому продюсеру Михаилу Фрейдлину пришлось преодолеть немало трудностей, связанных и с финансированием, и с непредвиденными сбоями в концертной программе. Например, из-за досадного недоразумения не приехал в Одессу Георгий Гаранян, перепутал паспорта, предъявил в аэропорту уже давно недействительный «серпасто-молоткастый»... Из-за печальных событий в Нью-Йорке не состоялся приезд трио Вячеслава Ганелина. Но тем не менее выступления лучших музыкантов России и Литвы, Азербайджана и Латвии, Беларуси и Болгарии, Кубы и Израиля держали аудиторию все три дня в особом состоянии полетности, на языке джаза, именуемом «свинг». И тон всему происходящему задал сам бронзовый Дюк на Приморском бульваре, слегка переодетый в классика джаза Дюка Эллингтона.

Звучала разностилевая и разножанровая музыка. Струнный квартет из Израиля «Восточный экспресс» исполнял и регтаймы, и современные обработки еврейских мелодий, и композиции в духе «мейнстрим». Белорусская «Атава» в авторских композициях лидера ансамбля Антона Боева представила современный джаз-рок и фьюджи. Мобильные составы с участием одесского пианиста Юрия Кузнецова (он же арт-директор фестиваля), саксофониста Анатолия Вапирова (Болгария), контрабасиста Сергея Остроумова и кубинского перкуссиониста Йоэля Гонсалеса Портилья, уроженца Грозного, когда-то одессита, а ныне москвича Сергея Манукяна (соул-вокал, клавиши) импровизировал на темы «вечнозеленых» джазовых стандартов и рок-композиций 60—80-х годов от Армстронга до Леннона и Маккартни. Трио Алексея Кузнецова (Москва), московский же проект «Второе приближение», роскошные певицы-рижанки Ольга и Диана Пирагс, первая леди одесского джазового вокала Татьяна Боева, соединивший западные и восточные традиции ансамбль «Бакустик джаз» (Азербайджан), «Вильнюс-джаз-квартет» и примкнувшая к нему певица-флейтистка Нэда Маланавичюте, Валентина Пономарева, мечущаяся между цыганским романсом и авангардным джазовым вокалом, порой напоминающим ведьминский клекот, — все это обеспечило широчайший спектр впечатлений. В залах и на уличных концертах доминировали молодые слушатели, своим присутствием и ярким реагированием на любое удачное соло подтверждающие простую истину: джаз жив и актуален. И если в будущем году, в то же время снова под патронатом одесского городского головы Руслана Боделана состоится второй «Джаз-карнавал», можно легко предсказать успех фестиваля. Правда, для этого состав участников обязан быть не менее «звездным».