UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СВОБОДА МЫСЛИ — ЭТО СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ»

Свободный театр вполне оправдывает свое название, поскольку все его постановки посвящены проблеме свободы, будь то свобода духовная или физическая, внутренняя или внешняя...

Автор: Елена Раскина

Свободный театр вполне оправдывает свое название, поскольку все его постановки посвящены проблеме свободы, будь то свобода духовная или физическая, внутренняя или внешняя. Конечно, для разработки такой глобальной проблемы нужны и глобальные художественные решения, и если пока их нет, то можно по крайней мере сказать, что театр находится в поиске.

Недавняя премьера театра - «Такие свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша (режиссер Артур Артименьев) - тоже попытка приблизиться к феномену свободы, на этот раз детей от родителей и влюбленных от обязанностей по отношению друг к другу. В результате зрители должны прийти к выводу, что свобода и вольница, а тем более свобода и произвол - вещи не только разные, но и противоположные. Успешнее всех убеждает в этом факте исполнитель главной роли Александр Данилевич (Дональд Бейкер) - действительно находка Свободного театра, актер пластически виртуозный и оригинальный. По режиссерскому замыслу, актеры, как и в «Чайке по имени Джонатан» Ричарда Баха, должны доказать, что «свобода мысли - это свобода движения», и преодолеть пластическую шаблонность, но, увы, удается это одному Данилевичу.

Галина Святая (Джил Тэнер) явно переигрывает и практически до конца спектакля следует шаблонам, в том числе и пластическим, вместо того чтобы их преодолевать. Актриса слишком уж простодушничает, изображая прямую и грубоватую героиню, и в результате такая наивность кажется чудовищным гротеском, не вписывающимся в общую полетность спектакля. Так что в первом действии «Таких свободных бабочек» ее Джил кажется не эксцентричной американской девицей, а гротескной кисейной барышней.

Миссис Бейкер, заботливая мать Дональда (Кристина Синельник), выглядит гораздо естественнее. Правда, она слишком резка для великосветской дамочки, но в общем-то вполне «комильфо». Ее коронная сцена - финальная, когда миссис Бейкер отпускает своего выросшего малыша Донни в не терпящий компромиссов мир. Здесь актриса умудряется скинуть маску благопристойности и показать, что и она тоже страдает. Но, наверное, для этой роли не помешало бы побольше надрыва, который Кристина Синельник приберегла исключительно для финала.

Дональд Бейкер (Александр Данилевич) - слепой (и даже слепой музыкант, как у Короленко), но до того, как в его квартиру и жизнь врывается Джил Тэнер (Галина Святая), об этом вряд ли можно догадаться. Актер так уверенно подходит к телефону и так грациозно расхаживает по сцене, что его походка выдает одаренного танцора, а не слепого парня, стоявшего у стены на вечеринках. Впрочем, если вспомнить о том, что «свобода мысли - это свобода движения», то внутренне свободный Дональд должен двигаться, по крайней мере, как Михаил Барышников.

«Такие свободные бабочки» - трогательная история об «отцах и детях», где трагические ситуации разрешаются вовремя произнесенными остротами, обернулась в постановке Свободного театра этюдом на тему свободы как внутренней зрячести, не зависящей от физической слепоты. В общем: «Был слеп Гомер и глух Бетховен, и Демосфен косноязык....» или, как говорит миссис Бейкер, «слепой - это тот, кто не хочет видеть». Но, несмотря на духовную зрячесть, физическая слепота - все-таки трагедия, и афоризмы, вроде приведенных выше, не способны утешить Дональда Бейкера. Так что если Гомер, Бетховен и Демосфен защищались от собственных увечий искусством, то герой пьесы Герша прибегает к помощи любви. И она, в лице Джил и миссис Бейкер, утешает его успешнее, чем все рассуждения о свободе мысли, из которой действительно вытекает свобода движения, но только если в дело вмешивается любовь.