Свободный театр вполне оправдывает свое название, поскольку все его постановки посвящены проблеме свободы, будь то свобода духовная или физическая, внутренняя или внешняя. Конечно, для разработки такой глобальной проблемы нужны и глобальные художественные решения, и если пока их нет, то можно по крайней мере сказать, что театр находится в поиске.
Недавняя премьера театра - «Такие свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша (режиссер Артур Артименьев) - тоже попытка приблизиться к феномену свободы, на этот раз детей от родителей и влюбленных от обязанностей по отношению друг к другу. В результате зрители должны прийти к выводу, что свобода и вольница, а тем более свобода и произвол - вещи не только разные, но и противоположные. Успешнее всех убеждает в этом факте исполнитель главной роли Александр Данилевич (Дональд Бейкер) - действительно находка Свободного театра, актер пластически виртуозный и оригинальный. По режиссерскому замыслу, актеры, как и в «Чайке по имени Джонатан» Ричарда Баха, должны доказать, что «свобода мысли - это свобода движения», и преодолеть пластическую шаблонность, но, увы, удается это одному Данилевичу.
Галина Святая (Джил Тэнер) явно переигрывает и практически до конца спектакля следует шаблонам, в том числе и пластическим, вместо того чтобы их преодолевать. Актриса слишком уж простодушничает, изображая прямую и грубоватую героиню, и в результате такая наивность кажется чудовищным гротеском, не вписывающимся в общую полетность спектакля. Так что в первом действии «Таких свободных бабочек» ее Джил кажется не эксцентричной американской девицей, а гротескной кисейной барышней.
Миссис Бейкер, заботливая мать Дональда (Кристина Синельник), выглядит гораздо естественнее. Правда, она слишком резка для великосветской дамочки, но в общем-то вполне «комильфо». Ее коронная сцена - финальная, когда миссис Бейкер отпускает своего выросшего малыша Донни в не терпящий компромиссов мир. Здесь актриса умудряется скинуть маску благопристойности и показать, что и она тоже страдает. Но, наверное, для этой роли не помешало бы побольше надрыва, который Кристина Синельник приберегла исключительно для финала.
Дональд Бейкер (Александр Данилевич) - слепой (и даже слепой музыкант, как у Короленко), но до того, как в его квартиру и жизнь врывается Джил Тэнер (Галина Святая), об этом вряд ли можно догадаться. Актер так уверенно подходит к телефону и так грациозно расхаживает по сцене, что его походка выдает одаренного танцора, а не слепого парня, стоявшего у стены на вечеринках. Впрочем, если вспомнить о том, что «свобода мысли - это свобода движения», то внутренне свободный Дональд должен двигаться, по крайней мере, как Михаил Барышников.
«Такие свободные бабочки» - трогательная история об «отцах и детях», где трагические ситуации разрешаются вовремя произнесенными остротами, обернулась в постановке Свободного театра этюдом на тему свободы как внутренней зрячести, не зависящей от физической слепоты. В общем: «Был слеп Гомер и глух Бетховен, и Демосфен косноязык....» или, как говорит миссис Бейкер, «слепой - это тот, кто не хочет видеть». Но, несмотря на духовную зрячесть, физическая слепота - все-таки трагедия, и афоризмы, вроде приведенных выше, не способны утешить Дональда Бейкера. Так что если Гомер, Бетховен и Демосфен защищались от собственных увечий искусством, то герой пьесы Герша прибегает к помощи любви. И она, в лице Джил и миссис Бейкер, утешает его успешнее, чем все рассуждения о свободе мысли, из которой действительно вытекает свобода движения, но только если в дело вмешивается любовь.