UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВОБОДА И ДЫХАНИЕ ФАРФОРА

Украинское искусство переживает сложные времена. Попса из всех щелей и отсутствие средств негативно повлияли на его иммунитет...

Автор: Елена Карпенко

Украинское искусство переживает сложные времена. Попса из всех щелей и отсутствие средств негативно повлияли на его иммунитет. Но неблагоприятные для культуры обстоятельства возрождают традиции прославленного киевского меценатства. Валерий Мищенко - бизнесмен, президент строительной компании «НИГМА», кандидат исторических наук, интеллектуал, эстет и поклонник современного украинского искусства. Он, по его собственному выражению, не является «спонсором», а «отдает долги культуре». В числе этих «долгов» - двенадцать выставок и каталог «Искусство Украины XX века». Создание нового «Арт-центра» - еще одно выражение его серьезных и последовательных действий в качестве мецената.

В «Арт-центре» на Костельной представлена выставка фарфора мастера прикладного искусства Бориса Данилова. Его работы, рассеянные по частным коллекциям и музеям мира, очень интересны. Они представляют собой, по сути, станковые картины, написанные на гладких фарфоровых поверхностях с использованием подглазурной и надглазурной техники.

Излюбленные формы художника - почти идеально шарообразные вазы и элегантно вытянутые сосуды-коконы. Они покрыты тонкой абстрактной живописью. Символичные, даже сюрреалистичные ритмы его росписей окунают в атмосферу намеков, недомолвок, провокаций, в атмосферу, которая создана многоплановостью живописных образов и порождает круговращение ассоциаций.

Замкнутая, абсолютная в своей геометричности, форма, диктует свои сюжеты и эмоции. Энергетическая нейтральность сдержанной шарообразной вазы располагает к созданию объемных и спелых образов. Внутри сосуда - пустота, материальная скульптура из воздуха. А с внешней стороны ее покрывают замысловатые символы, которые ассоциируются с плывущими джазовыми ритмами, вибрирующей энергетикой. Фарфор начинает дышать пьянящей и пенящейся свободой штрихов и красок.

Миры Данилова, переполняя «шары» и «коконы», как бы проступают сквозь их светящиеся стенки под действием обжига. Создается ощущение, что образы живут не на глянцевых боках ваз, а высвечиваются изнутри сферы, как на глобусе Воланда. У творений Бориса Данилова, как и у людей, разные характеры. Одни парадно сияют золотыми княжескими перевязями, другие, подкупая матовой поверхностью, располагают к откровенностям, третьи, поглощенные собой, полностью игнорируют ваше внимание, вкусы и симпатии.

Данилов использует не только выпуклые поверхности, но и плоскости. Плакетки Данилова - маленькие картинки, в которых фарфор использован как холст. Б.Данилов по складу ума - философ. Он поклонник китайской живописи и поэзии. Интересно, случайно ли такое глубокое влияние прародины фарфора на художника? Он воплощает идеи человеческого примирения, объединяя в своих росписях христианскую, исламскую и буддийскую символики. Вместе с тем, в его работах присутствует и та дразнящая недосказанность, которая нужна искусству, чтоб заинтересовать, заинтриговать зрителя, чтоб сделать его своим собеседником. Борис Данилов артистичен в колоризме. Он смело объединяет яркие контрастирующие цвета и кладет близкие по обертонам сочетания. Он то действует широкими, раскрепощенными мазками, то испещряет поверхность тонкими черточками, придающими образам зыбкость и воздушность...

Работы Данилова нельзя пересказать. Их стоит посмотреть.