Последние два десятилетия кинематограф Юго-Восточной Азии привлекает пристальное внимание ведущих кинофестивалей мира, включая Каннский, Берлинский и Венецианский. 80-е годы ознаменовались громкими наградами китайским и тайваньским картинам, в 90-е пальма первенства перешла к иранскому кино. Не отставали и корейские режиссеры, чьи фильмы в конце 90-х годов все чаще не только попадали в конкурсные и параллельные секции самых престижных фестивалей, но и получали там зачастую наиболее весомые для кинематографистов призы - зрителей и кинокритики.
Среди 40-50 полнометражных фильмов, снимаемых в Республике Корея ежегодно (!!), безусловно, львиную долю составляет коммерческая продукция, которой, заметим, иногда удается обогнать в национальных бокс-офисах голливудские блок-бастеры, и это несмотря на то, что Корея находится на шестом месте в мире по импорту американских фильмов. В то же время активное финансирование национального кинопроизводства и отсутствие государственной цензуры дают почву для возникновения высокохудожественных произведений, формирующих истинное лицо южнокорейского кинематографа. Именно такие фильмы и были представлены на суд взыскательной киевской публики, знакомой с азиатским кинематографом разве что по нечастым японским кинопоказам да октябрьским проблескам МКФ «Молодость».
Этот мини-смотр, состоящий из трех кинофильмов, снятых за последние два года, стал возможен благодаря усилиям посольства Республики Корея и Союза кинематографистов Украины.
Среди двух мелодрам, показанных в рамках фестиваля, одна - «Контакт» (режиссер Чанг Юн-хьюн) - имеет подзаголовок «История любви Нового века». Действительно, два главных героя фильма - радиопродюсер Донг-хьюн, потерявший свою возлюбленную и втянутый в бессмысленный любовный треугольник, и продавщица товаров на кабельном телевидении Су-хьюн, безнадежно влюбленная в приятеля своей подруги, на протяжении всего фильма общаются лишь по Интернету - на «чате». Мистически связаннные ностальгической музыкой «Velvet Underground» (он получает старую пластинку в качестве прощального подарка, а ее - знаменитая песня «Бледно-голубые глаза» спасает от неминуемой смерти в автокатастрофе) они влюбляются друг в друга в киберпространстве и, избавившись от старых ненужных связей, решаются на реальное свидание. Много непредвиденных препятствий возникает на их пути, но ничто не способно поставить под сомнение их финальную встречу (под афишей фильма Вуди Аллена «Все говорят, что я тебя люблю»), вселяющую в молодежную аудиторию уверенность в том, что настоящая любовь непобедима, а тем более если она возникла под тихое щелканье клавиш в голубом мерцании 15-дюймового монитора...
Совсем другая - грустная и светлая - история любви рассказана в фильме «Рождество в августе». По свидетельству режиссера Хе Джин-хо, его главной темой является смерть. Идея фильма возникла, когда он увидел фотографию улыбающегося знаменитого поп-певца на его похоронах. Этот оптимизм, резко и иронично контрастирующий со скорбью процессии, заставил автора задуматься о том, как протекает жизнь человека, принимающего будущую смерть как часть нынешнего существования. Именно так живет главный герой фильма - тридцатилетний владелец маленького фотоателье на окраине Сеула Юнг-вон. Он неизлечимо болен, но это не мешает ему наслаждаться работой - увеличением изображений одноклассниц школьникам, реставрацией фотографий юности домохозяйкам и съемкой портретов старушек для будущих надгробий. Жизнь течет своим чередом, пока он не встречает Да-рин, молоденькую служащую дорожной полиции. Нежное чувство, возникающее между ними, показано по-восточному деликатно и сдержанно - без единого поцелуя или слова о любви, но в то же время невозможно не ощутить в каждом кадре огромного накала эмоций. Осознавая, что дни его сочтены, Юнг-вон не решается открыть возлюбленной свои чувства, и выполнив болезненный долг прощания с семьей, друзьями и своим ателье, он оставляет ничего не подозревающей девушке посмертное письмо, в котором впервые признается ей в любви, письмо, которое она, быть может, никогда не получит... Немногословный, тонкий и красивый фильм.
И наконец, безусловно, самое мощное, глубокое и самобытное произведение фестиваля - «Весна в моем родном городе» режиссера Ли Кванг-мо. Название фильма - это цитата из популярной корейской детской песни, в которой поется о взрослом человеке, вспоминающем город своего детства, куда он не может вернуться. Действие картины разворачивается на фоне проходящей за кадром корейской войны, и главным ее героем становится подросток - alter ego режиссера. В мире, разорванном борьбой идеологий и присутствием чужих - американских солдат, он постепенно начинает понимать, что стать взрослым - значит расстаться со многим из того светлого и доброго, что было в детстве. Эта грустная проникновенная философская драма снята в медлительной, болезненно-статической манере, похожей на стиль великого Ясудзиро Одзу. Иногда напоминая скорее серию удивительно красивых картин или литографий, фильм, тем не менее, завораживает и втягивает зрителя в свое плавное течение, подводя к мощному эмоциональному финалу.
Очень точна монтажная находка режиссера - игровые эпизоды перемежаются здесь текстовыми заставками, в которых присутствуют две записи - строка из интимного дневника героя и описание политических событий, происходящих в то же время. Жизнь индивидуума, таким образом, проходит на фоне истории, но и история вершится на фоне жизни каждого человека. И лишь последний титр фильма отличается от других - он-то как раз и вселяет надежду на лучшее там, где ее, казалось бы, быть уже не может.
Ну а главная надежда после просмотра программы фестиваля - это будущие интересные встречи с корейским искусством, ведь все показанные фильмы - дебюты. Их постановщики - представители самого молодого поколения кинематографистов - тот свежий ветер, который наполнит паруса корабля Кино и понесет его навстречу XXI веку.