UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Свежак» от Шерешевского

В последнее время я с тревогой ступаю на старую мостовую киевского Андреевского спуска — серый призрак неопределенного будущего витает над оазисом художников...

Автор: Олег Смаль

В последнее время я с тревогой ступаю на старую мостовую киевского Андреевского спуска — серый призрак неопределенного будущего витает над оазисом художников. Безотказный тандем арендной платы и судебных предписаний уже вытеснил многих художников из подвалов и мансард, на некоторых галереях вместо объявлений «приглашаем на новую выставку»... висят ржавеющие замки, а свежебронзовый Булгаков с удивлением взирает на то, как ползают по его улице тяжелые черные броневики, похожие на жуков-навозников. Наверное, это таинственная каста неприкосновенных рейдеров, которые, как квалифицированные мародеры, безошибочно вынюхивают, где и что плохо лежит. Впрочем, и без этих ищеек Андреевский давно болен «синдромом Монмартра» — «Купите искусство! Четыре гривни штука! На десять гривен — три искусства!»

Но не подумайте, что я культурный пессимист. На то оно и искусство, чтобы побеждать воинствующее невежество. Хотя сами художники умеют искусно бороться только за приближение к недосягаемому совершенству.

BАRBI КЮ
Лучше начинать не очень оптимистическими сентенциями и переходить к более жизнеутверждающим новостям. На Андреевском недавно открылась новая галерея со светлым названием White. И я каждые две недели с нетерпением жду телефонного звонка от одного из основателей «Белой» Александра Муджири, который предложит что-то свеженькое, невиданное.

Владислав Шерешевский «Красота» — выставка работ 2007 года. Они еще пахнут маслом. И салом, и мясом, и кофе. Эти холсты из, так сказать, «гастрономического» периода творчества Шерешевс­кого. Какие только стили не использовал в разное время этот неу­томимый на выдумки художник. И а ля рембрандт­ство, и гаргантюанское снейдер­ство, и брейгелевская игра в тол­кование афоризмов и многофигурный псевдосоц­реа­лизм и почти аутентичный ван Гог. Владис­лав — сатирик, циник, но не злостный, хотя ничего святого и запретного для препарирования его умелой кистью, пожалуй, не существует.

«Уши»
Странное дело, кажется, что его можно наверняка причислить к компиляторам и использователям чужих живописных техник, но художник делает это так мастерски, открыто и искренне пародируя общепризнанные каноны, что любой его холст, тщательно вылизанный или нервно-импрессионистический легко можно идентифицировать — автор Владислав Шерешевский, и никто другой!

Подозрения в конъюнктурщине тоже беспочвенны. Конечно, если не считать конъюн­ктурой хороший и стабильный спрос на работы художника. Крайне неразумно настоящим искусством считать лишь то, что не покупают современники, и подводить базу «настоящего и вечного» лишь под то, что сбыть невозможно даже под большой хор — осанну искусствоведов.

Две головы
Я уверен, если бы Винсент ван Гог не наложил на себя руки, слава и деньги все-таки догнали бы его, и вполне заслуженно он мог бы выстроить за свои средства мастерскую размером не меньше его современного музея в Ам­стердаме. Наше физическое тело ежедневно и конъюнктурно требу­ет хлеба насущного, а нематериальная составляющая нуждается в пище духовной, являющейся малокалорийной, но необходимой, как витамины и микроэлементы. Без нее — нравственная цинга.

Работайте, господин Шере­шевский! Несовершенный и прекрасный мир дает довольно стимулов для вашей кисти.