UA / RU
Поддержать ZN.ua

СУТЬ МУЖСКОГО АНТИПОДА

Народное признание - порой оно выражается чересчур своеобразно. Например, незаметно унести с выставки понравившуюся скульптуру малых форм...

Автор: Ирина Рябинина

Народное признание - порой оно выражается чересчур своеобразно. Например, незаметно унести с выставки понравившуюся скульптуру малых форм. «Я - не первый и не единственный пострадавший. - Улыбается киевлянин Георгий Чуенко. - И все же подобная, в общем-то не слишком приятная ситуация несет в себе положительный момент: убеждает, что созданное тобой действительно имеет право на жизнь, раз востребовано». Да за больше десятка лет в самостоятельном творчестве Чуенко «вдохнул жизнь» в десятки образов: конкретных и собирательных; в монументальной пластике и станковой; в дереве, бронзе, камне...

Начинать же (после учебы в Киевском государственном художественном институте) довелось в условиях, прямо сказать, нелегких: 80-е годы лишили главенствующей роли соцреализм (постепенно и вовсе упразднив его), создав идеальные условия для возникновения и развития самых различных направлений в украинском изобразительном искусстве. С одной стороны, пожалуйста, делай, что хочешь, ведь сняты все запреты. А с другой - как найти, определить в разнообразии открывшихся путей для самореализации именно твой, верный и единственный? Вот и Георгий прошел через многочисленные стилевые эксперименты, общим в которых, впрочем, было серьезное изучение классических традиций, разработка методов реалистического изображения. Это позволило ему добиться (что он и сам относит к своим достижениям) умелого сочетания графических элементов и лаконичной гармонизированной формы, тщательного отбора изобразительных средств, выразительности силуэта практически со всех точек обзора произведения.

Глубокая профессиональная подготовка - Школа - позволяет скульптору успешно решать задачи формотворчества. Замысел диктует материал с его более обобщенным, тяготеющим к декоративности (если это дерево, камень) либо довольно детализированным (если это бронза) подходами. Скажем, «Скала соблазна» (дерево) - жесткая изломанность линий, схематизм фигур, их статичность. Все здесь подчинено стремлению передать знак - того же первожелания, положившего начало человечеству (согласно преданию). Иное дело воплотить движение, изменение форм, как в серии «Оборотни». Что же, если не бронза, способная повторять любые «капризы» линии, объема, с такой убедительностью продемонстрирует миг превращения женщины в кошку, русалку, волчицу. На задание «играет» и чистота отделки материала, и контрастное сопоставление его плавных переходов в моделировке лиц с графически четким абрисом их частей, смягченность, перетекание одной формы в другую.

Чуенко часто обращается к женским образам. В желании выявить многоликую суть мужского антипода, использует стилистическое разнообразие, вплоть до откровенного гротеска. Однако сплав его чисто мужского рационально-интеллектуального начала и чувственно-эмоциональной природы изображаемых им женщин и придает, в итоге, героиням серий «Оборотни», «Юдифь» и другим глубину, емкость, однозначность.