UA / RU
Поддержать ZN.ua

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ КИНОПЕРСПЕКТИВА

Гримасой рынка стала совершенно абсурдная «рокировка», когда абсолютно серого режиссера чудодейственной силой внушения объявляют яркой фигурой украинского кино...

Автор: Роман Корогодский

Гримасой рынка стала совершенно абсурдная «рокировка», когда абсолютно серого режиссера чудодейственной силой внушения объявляют яркой фигурой украинского кино. Доказательство? Госпремия им. Александра Довженко. Рынок есть рынок: покупается решительно все. Но впадать в отчаяние из-за таких прискорбных обстоятельств не стоит. Вопреки всему существуют ценностные ориентиры и - между нами говоря - кинематографисты твердо знают имена мастеров, как бы ни чудили маги новейшей эстетической аксеологии.

И не верьте, что кино умерло. Имя Ольги Самолевской - среди режиссеров неигрового кино с безупречной профессиональной репутацией. Она поставила ряд интересных, всегда неконъюнктурных фильмов. В условиях чрезвычайно неблагоприятных вышла за грань профессионального уровня как элементарного требования и стала творить индивидуальную стезю художественного постижения мира.

Пришло признание. Однако призы и дипломы не вскружили голову. Она не страдает звездной болезнью, хотя по характеру - в меру вздорна: кинорежиссура весьма и весьма трудная профессия, и только сильные личности выдерживают давление обстоятельств, которые всегда почему-то против художника. Оля фанатично предана искусству, и смысл ее жизни - работа. Она долго собирает материал, вживается в него. В период подготовки к съемке она фактически живет в материале, в образно-пластической стихии фильма как еще один, не видимый зрителю, герой. Зритель не может не почувствовать личностной заинтересованности режиссера, и попадает в плен искренности, эмоциональной одухотворенности. Помнится ее кинематографический дебют - фильм о Довженко. Сколько выспренности, фанерного пафоса уже опрокинуто на головы зрителей довженковской темы. Самолевская как настоящий философ взялась п о к а з а т ь поэтический строй души Довженко. И ей это удалось!

Оле все удается: работа с обездоленными детьми («Мне страшно рисовать маму» - так называется фильм, его без душевного волнения смотреть невозможно), ей доступны фильмы-притчи, например, о тупиковых ситуациях цивилизации: человечество с одинаковым энтузиазмом разрабатывает средства массового уничтожения и средства защиты людей во время и после войн.

Однако есть в кино Ольги Самолевской тема, близкая самому ее существу, - об искусстве. Дебют - фильм о Довженко - дал режиссеру толчок к освоению духовного пространства. В 1985 году режиссер ставит фильм о вундеркиндах, но не как сенсационную хронику. Оля стремилась за внешним эффектом умиления и праздника раскрыть природу детской одаренности, тревожась о том, что шумиха - ранняя слава - деформирует хрупкую, еще не сформировавшуюся личность. Молодая Оля Самолевская заглянула в святая святых искусства, и этот тонкий акт познания осуществила талантливо, что дало основание критике отметить ее личностную прописку в семье вундеркиндов.

Прошли годы, и нынешней высшей точкой познания темы стал видеофильм «Stabat Mater», отмеченный как лучший экспериментальный фильм «Золотой Пластиной» международного фестиваля в Монтекатини (Италия). Оля Самолевская нашла адекватный ключ к философским размышлениям фотохудожника с мировым именем, нашего соотечественника Евгения Павлова. Исключительно средствами образно-пластической изысканности Оля открыла мир его изобразительной культуры, сложной метафорики, модерной конфликтности и всепроникающей поэзии христианской любви. Зазвучал гармоничный дуэт двух поэтов.

Фильм «Stabat Mater» длится двенадцать минут, а работала над ним Оля два года. Работала в кустарных условиях, вкладывая душу и энтузиазм в дело престижа Украины. Возникает вопрос: почему бы государству не организовать финансирование работ своих мастеров.

За последние десять лет Оля Самолевская сделала всего три фильма. В общей сложности - 40 минут экранного времени. Эти фильмы знают европейские и заокеанские зрители. Однако к нашим зрителям их путь весьма тернист.

Полгода тому назад мне довелось общаться с известным режиссером Кшиштофом Занусси. Он рассказал, что в Варшаве билеты на хороший фильм стоят от 5 до 10 долларов, и за ними стоят длиннющие очереди. Для нас такое кажется невероятным! Мы просто выпали из цивилизованного поезда и оказались в плену виртуальной реальности телевизионного диктата: потчуют тебя прелестями типа «Stimorol» & «Tampax» и т.п. в перерывах между «мыльными операми», развлекательной индустрией и жареным политесом. Письма моих зарубежных корреспондентов по контрасту подчеркивают этот мрачный пейзаж. Патриарх украинской культурологии Юрий Шевелев в свои 90 лет не пропускает в Нью-Йорке ни одной значительной кинопремьеры и спрашивает, видел ли я... Американка Оксана Соловей, переводчик и автор интереснейших этюдов пилигримной литературы, буквально неделю тому назад прислала вырезку из газеты «Новое русское слово», представляющей Никиту Михалкова. Поразила приписка госпожи Оксаны: «Коли ж з'являться - нарешті! - наші українські Міхалкови???».

Отвечаю почти по Добролюбову: «Настоящий день Украины настанет, когда в коридорах власти появятся украинские Инсаровы, которые возродят Украину, ее культуру, кино - в частности».

У нас есть плеяда мастеров, которыми могла бы гордиться национальная кинематография любой страны. Имя Ольги Самолевской - в их ряду. Проблема, однако, в ином - дать им возможность снимать фильмы. Работать.

И тогда фильм о художнице Катерине Билокур, задуманный Ольгой, можно будет закончить не за пять лет, а за пять месяцев.