UA / RU
Поддержать ZN.ua

СУД ПО ЗАКОНУ ВРЕМЕНИ И МЕСТА

В первую театральную весну XXI века, в профессиональный праздник — Международный день театра киевс...

Автор: Алла Подлужная
 
 
Пектораль за лучший спектакль для детей, Молодой театр, «Русалочка»

В первую театральную весну XXI века, в профессиональный праздник — Международный день театра киевские театралы с грустью и сожалением, с улыбкой и надеждой оглянулись на век ушедший, на итоги его последнего театрального года. Состоялось вручение театральной премии «Киевская Пектораль»-2000. В девятый раз вершился суд и присяжные заседатели в лице высокопрофессиональных экспертов и не менее уважаемых членов жюри пробовали согласовать свои пристрастия, объективные оценки и индивидуальные мнения.

 

О том, что получилось из этих попыток, узнали собравшиеся на торжественной церемонии, традиционно проводимой на сцене Национального театра им. И. Франко. Хотя узнали не сразу, а лишь после ставших обязательными официальных речей, поздравлений, приветствий, раздачи актерам званий, орденов и ценных подарков в виде квартир. Что ж, все естественно, вначале вещи материальные, а потом уже о душе и о творчестве. Как любое событие, повторяющееся ежегодно, вручение «Киевской Пекторали» уже вошло в некие стереотипные рамки, наличие которых, впрочем, совершенно понятно и объяснимо. Какие же сюрпризы принесла Пектораль двухтысячного? Творчество — вещь плохо программируемая, год на год не похож, удача — дама капризная... Можно оглядываться на театральную Москву, сравнивать себя с ней, можно взгляды и дальше бросать, за далекие театральные горизонты, но как говорится в известном анекдоте, грустно-мудром: «Это наша родина, сынок...» Поэтому уместнее всего в этом театральном марафоне исходить из возможностей места, учитывая потребности времени и необходимость действия.

Награждение «Пекторалью» происходило по 12 основным номинациям, охватывающим процесс создания и жизни спектакля по всем направлениям. В лидеры среди победителей «вырвался» спектакль «Брате Чичиков» по Н.Гоголю Национального театра им. И.Франко, получивший призы по 5 номинациям (спектакль, режиссер — Александр Дзекун, женская роль — Полина Лазова, женская роль второго плана — Наталья Лотоцкая, мужская роль — Алексей Богданович). Такое единодушие в оценке этой работы украинца Дзекуна, проработавшего большую часть своей творческой жизни в театрах России, свидетельствует о восприятии столь интересной и нехарактерной для киевской сцены манеры режиссера и его подходов к сценическому изложению драматургического материала. Вторым лидером премии оказался спектакль Театра марионеток «Вишневый сад» по пьесе А.Чехова (спектакль камерной сцены, сценография, дебют — музыка к спектаклю — Игоря Лебедкина). Смело само решение — сыграть чеховскую пьесу куклами-марионетками. Но художественный руководитель театра Михаил Яремчук всегда отличался верным творческим чутьем и талантливым воплощением своих неординарных идей. А может, это время становится настолько чутким, что в нем пронзительнее ощущаются механические движения искренних марионеток, чем откровения живых актеров? И все-таки о живых актерах. Награду за лучшую мужскую роль второго плана по праву получил Богдан Бенюк (Дулитл, Собакевич). За лучшее пластическое решение отметили хореографа Аллу Рубину («Дитя и чары»). Лучшим спектаклем для детей признана «Русалочка» в Молодом театре (реж. Евгений Курман), за лучшее музыкальное оформление Пектораль уже не в первый раз получил Александр Курий («Нехай одразу двох не любить»).

«Пектораль»-2000 очертила небольшой круг, в пределах которого оказалось всего несколько театров. Чаще всего со сцены звучали названия Театра им. Франко, Молодого, Театра драмы и комедии, Театра марионеток. В зоне молчания оказались ТЮЗ, Национальная опера. Национальный театр им. Леси Украинки, Государственный театр кукол, Театр оперетты, «Колесо» и многие другие. Такое положение вещей — явное свидетельство того, что театральный год 2000-й в Киеве был не слишком удачным в творческом отношении, не случилось в нем серьезных открытий и сценических потрясений, не произошло какого-либо значительного, настоящего художественного открытия. Все было ровно и в достаточной мере однообразно. Можно, конечно, списать это на конец века, а тем более тысячелетия, на исчерпанность определенных процессов. Можно, но это оправдание слабое. И для театралов оно неутешительное, и для зрителей неубедительное. Поэтому, хоть и пообещал на вручении премии министр финансов И.Митюков двум актрисам из тройки претенденток, не получивших награду, должности своих заместителей, на эту шутку надежд мало. Министров — по пальцам пересчитать можно, а артистов вон сколько, так что реальный выход один — трудиться и трудиться на сцене, серьезно заниматься творчеством. И тогда, может, на десятой Пекторали случится что-то настоящее.