UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО…

Нешумная улочка, неказистая хрущевка, подвал… Достаточно типично для адреса большинства мастерских киевских художников...

Автор: Анна Задорожная

Нешумная улочка, неказистая хрущевка, подвал… Достаточно типично для адреса большинства мастерских киевских художников. И все-таки берусь утверждать — наш случай единственный в Киеве.

Мастерская Стефана Мадяра. Сегодня тут праздник. Художник убрал в шкафы атрибуты своей профессии, и перед нами вдруг — небольшой выставочный зал. И что же здесь необычного? — спросите вы. А то, что художник не сам себя выставил… «Путь Иисуса на Земле» или «Альфа и Омега» — вот так названа эта благотворительная выставка, посвященная 2000-летию Рождества Христова. Экспонаты же ее — и вовсе если не сплошь, то через один уникальны. Святые мощи ручной работы, резные кресты, распятия как православные, так и католические, с любовью собранные и отреставрированные… Несколько старинных гравюр… Тончайший рисунок «Божья Матерь с Младенцем» на тополином листе… Очень красивые с мастерски отлитым растительным орнаментом свечи…

…И все же первое, что удивляет уже на пороге, — мемориальный уголок Вадима Петровича Гетьмана. Какая же здесь связь? — вопрос к хозяину.

— Самая что ни на есть прямая… Несколько лет назад, будучи директором представительства международной благотворительной ассоциации «Триумф сердца» в Украине, я написал письмо о просчетах в благотворительной политике, наносящих вред международному авторитету страны, о невозможности эффективно помогать самым бедным, самым обездоленным… О несуразностях и бюрократическом произволе чиновников, о законах, которые нужны. Короче, крик о наболевшем. Письмо попало к Вадиму Петровичу. Он инициировал встречу. Мы говорили в тот раз четыре часа, обо всем, как говорится: от вопросов по истории искусства и до проблем сохранения межконфессионального согласия в Украине. Тогда и стала оформляться идея создания экуменического христианского культурного центра. Тот, кто общался с Гетьманом, знает его манеру подзадорить, провокационно так поспорить… Слово, данное тогда самому себе, сдержал — вот он, культурный центр. Пусть пока в такой форме, но он уже существует. И посмотрите: в его освящении участвуют православные священники, греко-католики, католики. Конечно, вижу в этом определенный символ. Но, прежде всего, конкретное дело, инструментарий. А цель?.. За много лет работы с комиссией по оценке конфискованных ценностей вполне представляю себе, сколько вывезено и утеряно для страны навсегда. А война и прочие катаклизмы? Так что идея возвращать людям — живет давно. И возвращать не только материальные ценности, но и возможность общаться во время встреч, дискуссий тем же представителям разных церквей, например… Ведь личные контакты в деле межконфессионального равновесия, убежден, очень важны.

— То есть христианская идея будет превалировать?

— Несомненно да. Христианское милосердие — есть реализация на практике заповеди Господней о любви к ближнему, и проявление этой любви может быть разным, например, в виде помощи своим собратьям по цеху. Вы себе не представляете, как ныне живут когда-то активно работавшие, известные, а теперь уже старенькие художники. До выставок ли им, когда нет средств к существованию? Будут благотворительные выставки под условным названием «Киевские шедевры». Поскольку активно занимаюсь такой наукой, как цветопсихология и цветоведение, то хотелось бы создать форму концептуально-лекционно-дискуссионных видов выставок и с такой цветоведческой направленностью.

— А что-нибудь экзотическое предвидится?

— Куклы разных стран — это как? Экзотическое? Или редкие ремесла… Вот знаете ли вы, что председатель Национальной ассоциации скрипичных мастеров-художников Флориан Юрьев номинирован на орден «Человек тысячелетия» Американским биографическим обществом, награжден Золотой медалью Международного биографического общества в Кембридже (Англия) «За личный вклад в мировую культуру и искусство»? А ведь он, между прочим, известный в Украине художник, архитектор, один их трех, на всем пространстве СНГ, членов Всемирной ассоциации колористов.

— Центр — проект безбюджетный?

— Да. Спасибо союзникам, помощникам, соучастникам, сочувствующим и т. д. Все это — сугубо благотворительное мероприятие. Кстати, как и работа нашей ассоциации «Триумф сердца».

— В информации, которую может прочитать каждый еще в начале экспозиции, говорится, что вы организация безбюджетная, общественная, что у вас работают программы помощи детям улицы, противотуберкулезная, помощи СИЗО, организациям инвалидов, многодетных, ветеранов, общинам различных конфессий, сотрудничества с Комиссариатом ООН по делам беженцев и прочая, прочая…

— Все правильно. И это лишь малая часть. Добавлю только, что действуем согласно порядку, утвержденному ранее Кабинетом министров Украины. Кстати, организаций, подобной нашей, существует в стране может с пяток: уж больно сложно, долго, нервно стало оформлять грузы.

— А из всех программ, что бы вы выделили?

— Во-первых, борьба с эпидемией туберкулеза в Украине. Уже два года мы обеспечиваем годичную норму противотуберкулезных препаратов Киевского противотуберкулезного объединения. Регулярно и много помогаем детской противотуберкулезной больнице №13.

Во-вторых, помощь детям улицы. Каждый рабочий день десятки детей из очень бедных семей получают в «Триумфе сердца» горячий обед, медицинскую, в том числе и стоматологическую, помощь, одежду и обувь.

— Что касается последнего… Дети улицы — это уже стало модной темой. Причем редко встретишь толковый материал с конкретным региональным опытом, что и как организовано, где искать выход из создавшегося положения. Чаще две крайности: слезливые стенания «ах, бедняжки» или «потакаете патологическим лентяям, босякам, бездельникам». Что скажете?

— Есть среди детей разные — это так. Но посоветовал бы авторам последнего сорта публикаций набраться мужества, смелости, терпения и хотя бы месяц изо дня в день ходить к этим детям — голодным и униженным, избитым и изнасилованным, замерзающим и вшивым, наглым и затюканным — и узнать: «Почему они выбрали такое большое «счастье» жить в крысиных подвалах? Почему так им сытней и уютней, чем в собственных домах, школах? Почему на улицах не так страшно, как в собственных семьях?». Большинство этих детей уже с таким жизненным опытом, что их психику не восстановить. Так что, даже и не пытаться чем-то помочь, бросить их вообще? Как мусор? А ведь через десяток лет этот «мир обездоленных детей» трансформируется в «мир агрессивных взрослых». И как по соседству с ним будет жить нынешним умствующим чиновникам, запретителям и критикам. Уютно? Спокойно? А ведь их, этих детей, уже сейчас много. И последствия могут быть страшнее, чем при любом стихийном бедствии.

— Так что же делать?

— Именно делать. С открытым сердцем, душой отдавать… И при этом хотелось бы, чтобы не мешали отдавать. Иначе наше настоящее отомстит нашему будущему.