UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ступка примирился с поляками… после «Бульбы»

Кшиштоф Занусси представил украинским VIPам свой новый фильм — «Сердце на ладони» (с Богданом Ступкой в главной роли)...

Автор: Екатерина Константинова

Кшиштоф Занусси представил украинским VIPам свой новый фильм — «Сердце на ладони» (с Богданом Ступкой в главной роли). Этой допремьерной демонстрацией открылся фестиваль «Дни польского кино в Украине». Рядовой зритель эту картину пока не увидит: сейчас ведется активная работа над дубляжом.

«Сердце на ладони» уже удостоилось статуэтки императора Марка Аврелия — традиционного приза Международного римского кинофестиваля. Ее получил и Ступка за «лучшую мужскую роль». На киевской допремьере наш выдающийся актер восхищался непосредственностью итальянцев – мол, во время показа в Риме зал то и дело взрывался овациями, поэтому съемочной группе доводилось постоянно подниматься с мест и раскланиваться.

Некоторые критики уже сравнили работу Занусси с его же недавним фильмом «Персона нон грата»: там тоже есть элементы иронии и сатиры, но только направленные в адрес российского дипломатического функционера, которого изображал Михалков.

В «Сердце…» Ступка играет польского олигарха Константина, «находящегося в состоянии морального и физического разложения». Сердце отказывается перекачивать кровь в его пресыщенном прелестями жизни организме. Этот олигарх — старый нигилист. Он проповедует принцип отрицания всех ценностей. Дескать, добро и зло – это одно и то же. С такой философией в перерыве между выпивками, встречами с проститутками и занятием бизнесом он и попадает на больничную койку. Вердикт врачей неутешителен: необходима срочная трансплантация сердца. В скором времени находится и донор. Это суицидальный романтик Стефан (молодой актер Марек Куделко), который после разрыва с подругой хочет покончить с собой. В фильме играет также Дорота Рабчевская — польская эстрадная поп-певица и секс-бомба.

Некоторые ценители нашли немало общего в манере игры Ступки и в польском фильме, и в образе богача из картины Муратовой «Два в одном».

— Я благодарен польскому режиссеру за то, что мне довелось работать с ним, — признается Богдан Сильвестрович. — У нас не было конфликтов. Я не слышал, чтобы он на съемочной площадке даже повышал голос. А ведь вы знаете, какими бывают режиссеры. Некоторые могут даже закатить истерику. Кшиштоф мне лишь все время советовал быстрее говорить по-польски: «Швидше! Швидше!» Но я его успокоил, сказал, что олигархи быстро не разговаривают. А куда им спешить? Моему персонажу надо спешить операцию сделать … Я раньше играл и генералов, и гетманов, и духовников. А тут бац – и олигарх! Такие люди не часто светятся на ТВ. Этой картиной я как бы примирился с поляками. Не хочу больше с ними «воевать», как в «Бульбе», лучше созидать культуру!

Кшиштоф Занусси говорит, что Ступка в этой картине сыграл «необразованного олигарха». «Сердцем…» режиссер хотел вступить в полемику с определенным контингентом людей. Ведь и сегодня существует нигилизм, релятивизм, ставится равенство между понятиями «добро» и «зло». К.Занусси в своей картине подтрунивает над этими новомодными течениями. И многие были очень удивлены хеппи-эндом ленты — христианской идеей раскаяния развратника-олигарха…

Между тем почтенный киномэтр на пенсию не собирается. Говорит, еще многое надо сделать.

— Художники на пенсию не ходят! Они умирают на работе, — говорит режиссер. — Поэтому сейчас у меня много проектов. Вскоре, возможно, поеду на Сицилию, буду работать там над постановкой в театре. Сейчас я частый гость в Киеве. Во времена СССР бывал в основном в России, а вот Прибалтику, Белоруссию и Украину не посещал. Впервые мы с женой побывали в Киеве в 1986-м… Что касается украинского кинематографа, то у вас есть прекрасное поэтическое кино, и вам надо двигаться в этом направлении. Понятно, что все упирается в финансирование. Вот мы в Польше добились принятия очень хорошего закона о кино — 1, 5% денег с каждого проданного билета у нас идет на развитие кинематографа. Поэтому наше кинопроизводство не зависит от тех, кто в правительстве, и многие проекты финансируются, несмотря на кризис.

***

В рамках Дней польского кино — ретроспектива фильмов Занусси: «Иллюминация» (1973), Constans (1980), «Галоп» (1990), «Душа поет» (1979), «Распутная привлекательность» (1996), «Персона нон грата» (2005).

В рамках польских кинодней (8—14 апреля) также демонстрируются: последний фильм Анджея Вайды «Татарское зелье» (мировая премьера на Берлинале-2009 и приз Альфреда Баэра за инновацию в киноискусстве); «Дремота» (реж. Магдалена Пэкорж); «Царапина» (реж. Михал Роза); лучший фильм Польши 2008 г.
«33 сцены из жизни» (реж. Малгожата Шумовская); «Четыре ночи с Анной» (реж. Ежи Сколимовский); «Стадион беспризорных» (реж. Кася Адамик).