Природа не дает на нем отдохнуть — съемки, репетиции, телешоу (в том числе и «Танцы со звездами»). Востребован на все сто — в свои сорок. Остап Богданович Ступка, сын Богдана Сильвестровича, в настоящее время снимается в «Тарасе Бульбе» у Владимира Бортко, репетирует главную роль в «Женитьбе Фигаро» у Юрия Одинокого, на подходе — экранизация чеховского «Иванова». Остапа Ступку и многих его талантливых ровесников инерционно соотносят с т.н. «молодым поколением», а ведь время летит быстрее, чем теоретическая мысль. И они — эти сверхактивные — уже заметное среднее звено. А значит, самое ответственное и выносливое поколение, так как на их плечах главный репертуарный гуж — что в театре, что в украинском кино. За плечами того же Ступки-младшего есть попросту замечательные театральные работы в спектаклях «Сойчине крило» («Увертюра. До побачення»), «Царь Эдип», «Братья Карамазовы», «Истерия»…
Ступка, ви такий слухняний актор?
Остап Ступка в роли Сальвадора Дали в спектакле «Истерия» |
— Да, уже четыре—ноль... Мысли всяческие появляются о том, что, может, действительно существует кризис среднего возраста, пересматриваешь то, что уже сделал, думаешь, зачем вообще эта жизнь дана…
— Даже так? Неужели итоги собрались подводить?
— Итоги? Боже упаси! На самом деле для меня все только начинается. Я сейчас обращаю внимание на то, кто чего достиг в этом возрасте из актерской среды. Хотя начать заниматься искусством никогда не поздно. Моя школьная учительница однажды сказала, что можно в первый раз прочесть Шекспира в пятьдесят лет и при этом ничего не понять.
— А что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «духовная зрелость»?
— Для меня это комплексное понятие. Прежде всего у человека должна быть тяга к чему-то еще, кроме удовольствий. Например, к литературе. Конечно, в процессе формирования духовности огромную роль играют родители. Я безмерно благодарен маме за то, что она привила мне любовь к живописи, к чтению. Сейчас увлекся биографическими романами. Недавно привез из Москвы книги. И в одной из них нашел цитату из романа Олдеса Хаксли, написанного лет восемьдесят назад, о том яде, который вырабатывает человечество внутри себя. Яд этот называется «удовольствие». Если раньше люди из богатых семей устраивали ради удовольствий философские беседы, споры, организовывали домашние театры, вечера поэзии, то сегодняшние развлечения ни в какое сравнение не идут с теми из далекого прошлого. Попробуйте сегодня предложить «пересічним олигархам» ради удовольствия обсудить идеи Канта или Ницше.
— Как известно, кроме родителей, большую роль в становлении характера играют учителя…
— Да, конечно. Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом Леонидом Артемовичем Олейником, ныне покойным. Его ученики работают по всему постсоветскому пространству, начиная от блистательной Элины Быстрицкой. Обо мне он сказал как-то: «Що, Ступка, ви такий слухняний актор?» О чем бы он меня ни попросил, я все выполнял. Был прилежным, боялся прогуливать, сделать лишний шаг в сторону. Я до сих пор, как и раньше, учусь, в том числе и у тех режиссеров, с которыми работаю.
— А что нового вы почерпнули о себе как актере, репетируя с классиком современной режиссуры — Робертом Стуруа в «Царе Эдипе» Софокла?
— Несомненно, это еще один учитель в моей карьере. После него я начал свободнее выходить на сцену. Хотя сначала была притирка. Я смотрел на него с трепетом, с дрожью: «Гуру приехал!» Только через две недели после начала репетиций мы стали хорошо понимать друг друга. Стуруа любит актеров. Он человек с большим чувством юмора, что, несомненно, помогло в работе. Перед выпуском «Эдипа» я даже начал позволять себе какие-то вольности, что ему очень понравилось. Работа с Робертом Стуруа — важный для меня этап. Может быть, самый важный, учитывая, что я прежде всего театральный актер.
Рентабельно сниматься в экранизациях классики
— Можете ли приоткрыть — хотя бы немного — занавес накануне давно заявленного «Фигаро» Бомарше, которого репетирует в вашем театре Юрий Одинокий?
— Если только немного… По замыслу режиссера все события пьесы перенесены в настоящее время. Действие происходит в фешенебельном пентхаусе в городе-мегаполисе, похожем то ли на Париж, то ли на Милан. Все гламурно и дорого — с лимузинами, могилами, охраной. Мы играем пьесу о том, как в современном мире сосуществуют деньги и любовь, власть и искренность. Постановка Юрия Одинокого — попытка показать, кем были бы персонажи Бомарше сегодня. Так, Марселина в классическом тексте — простая ключница, а у нас она миллионерша, которая прилетает на вертолете, вся в бриллиантах, с собачками и охраной. В то же время она совершенно не умеет вести себя в обществе. Наш спектакль — скорее фантазии на тему «Фигаро» Бомарше.
— Приемлемо ли для вас модное нынче понятие «рентабельности» сыгранного?
— В театре я отказался от роли всего один раз. Почувствовал, что не лежит душа к определенному характеру, и сразу отказался. Даже пошел на конфликт с руководством театра. О «рентабельности» персонажа больше приходится говорить в кино: стоит сниматься в сериале или не стоит? Мне не все равно, где работать, и только ради денег я на съемочную площадку не пойду. Моя жена вообще однажды сказала: «Слава богу, что сериалы обходят тебя стороной!» Сначала думал: «Буду сниматься везде, чтобы засветиться». И очень хорошо, что это желание пропало, и я начал выбирать. В экранизации классики «рентабельно» сниматься, ведь это в любом случае войдет в историю. Даже если есть не совсем удачная картина «Тарас Бульба» с Юлом Бриннером, о ней все равно не скоро забудут.
Мне в последнее время повезло: после «Бульбы» я подписал контракт об участии в еще одной экранизации классики. Режиссер Вадим Дубровицкий недавно снял многосерийный фильм «Полонез Кречинского» по мотивам пьес А.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина», «Дело» и «Свадьба Кречинского». А теперь даже приступает к экранизации пьесы Чехова «Иванов». В этом кинопроекте у меня роль сумасшедшего картежника, который много пьет, абсолютно не спит и играет в карты. Его жизнь — карты. И говорит он исключительно на карточном сленге, где вместо «до свидания» слово «пас». Роль небольшая, но играть буду в звездной компании — Алексей Петренко, Валерий Золотухин, Алексей Серебряков, Ольга Волкова и Богдан Сильвестрович тоже.
— Расскажите о работе, которую вам предложили в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба», названном им «идеологическим оружием»…
— Специально для меня была придумана роль куренного атамана Вертыхвиста. В июне снимались батальные сцены. В жуткую сорокаградусную жару, при полной амуниции, с шаблюкою, под искусственным ливнем из поливальных машин стоял в грязи и понимал: снимаюсь в исторической картине у прекрасного режиссера! От осознания того, что участвую в настоящем масштабном кино, получил ни с чем не сравнимое удовольствие — истинный кайф! Съемки картины будут проходить до конца октября. И в Киеве, и в Москве все с нетерпением ожидают премьеры картины, которая намечена на весну 2008 года.
Новорожденного назвали Богданом, дедушке приятно
— Некоторые актеры говорят, что в моменты полного одиночества им бывает скучно с самими собой. А вам?
— Нет, никогда, потому что актерство — это профессия одиноких. У Алана Силлитоу есть роман «Одиночество бегуна на длинную дистанцию». Это название очень точно описывает суть профессии актера, который и есть одинокий бегун. Никто не может проникнуть в его актерскую кухню и сыграть вместо него. Несмотря на налет звездной пыли, популярность, которая скорее тешит эго, внутренняя работа не прекращается ни на минуту. Приходишь на тусовку, общаешься с разными людьми, а внутри вопрос, как лучше сыграть тот или иной эпизод.
— Что вызвало у вас эстетический шок, скажем так, в последнее время?
— В июне прошлого года был с семьей на концерте Мадонны на нью-йоркской арене Медиссон-Сквер-Гарден. Вот это был действительно эстетический шок! Драматургически выстроенное двухчасовое шоу с единым сюжетом, где одна песня плавно перетекает в другую, без пауз и перерыва. Все продумано до мелочей и выполнено на высочайшем профессиональном уровне. Вышел я после концерта и начал себя успокаивать: «Ничего, Остап Богданович, прилетите в Киев, включите дома один из музыкальных каналов, где вам начнут впаривать, будто у нас что ни певица — то звезда». Когда же мы начнем взрослеть? Ведь шестнадцать лет стране уже исполнилось, пора прощаться с подростковым возрастом.
— Остап, вас можно поздравить с рождением сына! Богдан Сильвестрович даже в шутку вас назвал «отец-героин»…
— Спасибо за поздравление. Когда моя жена Ирина родила сына, я в это время был в Киеве и дожидался звонка от врача — потом сразу же поехал в роддом. Удивительно, но Богдан, так мы назвали своего второго ребенка, весил ровно четыре килограмма — так же, как и Устя, наша дочь!
— Имя сыну заранее наметили?
— Нет, долго выбирали из нескольких вариантов. Устина, например, предлагала назвать Гордеем. В конце концов решили, что назовем Богданом, дедушке будет приятно.
— Замечаете ли какие-то изменения в себе — отце троих детей? Может, возросло чувство ответственности или уверенности в себе?
— Гордость какая-то появилась. Особенно после того, как один из моих друзей, поздравляя меня, воскликнул: «Чувак, представляешь, ты сделал троих людей!» Меня часто спрашивают, какие у меня любимые роли. Роли ведь тоже как дети. Так вот, мои дети — это мои лучшие роли. Все, что связано с внешним миром, теряет для меня свою притягательность, превращается в суету сует и всяческую суету, когда я прихожу домой и вижу этого крохотного человечка.
— На кого похож Богдан-младший?
— Говорят, разрез глаз мой, нос мой. По-моему, рано еще о каком-то сходстве говорить.
— Какие качества вы цените в своей супруге?
— Проживя с Ириной восемь лет, осознал, что есть не просто любовь, верность. Значения этих слов стираются, когда ощущаешь, что существует какая-то космическая преданность. Это твой друг, и в нем все, что связано с понятием дружбы в семье. Не только потому, что этот человек — мать твоего второго ребенка… Честно говоря, побывав в роддоме, подумал: «Господи, как хорошо, что я мужчина!» Рождение ребенка — это же героический поступок!
Из личного дела
Остап Ступка — заслуженный артист Украины, актер Национального театра имени Ивана Франко. Родился во Львове в театральной семье (родители — актер Богдан Ступка и балерина Лариса Ступка). Уже с детства был вовлечен в художественную атмосферу. Закончил Киевский театральный институт. На сцене театра имени Ивана Франко сыграны роли в спектаклях «Тевье-Тевель», «Ревизор», «Леди и адмирал», «Братья Карамазовы», «Мама», «Царь Эдип», «Истерия», «Увертюра. До побачення» и многих других. Снимался в фильмах «Женихи», «Каменная душа», «Ночь самоубийцы», «Господи, прости нас грешных».