UA / RU
Поддержать ZN.ua

Стул креатора

Велика сила искусства. Бывает, что предмет, кажущийся стандартному гражданину старым хламом, попадается на глаза художнику...

Автор: Олег Смаль
Б. Колесник «Аюдаг»

Велика сила искусства. Бывает, что предмет, кажущийся стандартному гражданину старым хламом, попадается на глаза художнику. И происходит чудо — негодная вещь, место которой — на свалке, превращается в произведение искусства. Выставка «12 стульев» в галерее «Арт-блюз» — это на самом деле вариации на тему мебели. И что очень приятно — дюжина художников и скульпторов вполне серьезно отнеслись к заданной теме. Я имею в виду не отсутствие иронии в работах, а уважение к своей работе и к посетителям выставки. Дешевого эпатажа, на манер расписывания унитазов под палех и хохлому, я не заметил. Даже сюрреалистическое соединение стула с зубастой рыбиной под сиденьем или декорирование ракушками не воспринимается как фальшивое или надуманное. А некоторые работы вполне заслуживают того, чтобы принимать участие в конкурсах дизайна мебели. Не такая уж и утилитарная штука стул — ведь не на облачко же присел Креатор, чтобы отдохнуть после шести дней творения этого удивительного мира. Позвольте назвать поименно всех двенадцатерых, нет, не апостолов, а художников, искавших истину в стуле: Евгений Деревянко, Елена Придувалова, Борис Фрицак, Леонид Бернат, Давид Шарашидзе, Ирина Елисеева, Виктор Иванив, Андрей Курило, Алексей Белюсенко, Татьяна Киселева, Виктор Медведев, Борис Егизарян.

В уютной, почти домашней «Галерее, 36» традиционно интересная выставка. Людмила, Игорь и Юлия Ковалевичи. Хорошо, когда семья не бьет горшки, а лепит. Нестандартная керамика — оригинальный взгляд на традиционный материал. Интересно, какого цвета была глина, из которой творец лепил Адама? Белая? Желтая? Красная? Черная? А где он ее накопал? В «Галерее, 36» скоро откроется очередная экспозиция. Прошу разрешения посмотреть на еще не заправленные в рамы и под стекло работы. Камилла Жената. Художница из Чехии, из Праги. Замечательные офорты. Уверенная рука мастера. Насыщенные образы без злоупотребления количеством линий.

В центре современного искусства «Совиарт» выставка «Маски и душа» Александра Павлова. Если бы на работы этого художника взглянул Никита Сергеевич Хрущев, его реакция была бы прогнозируемой: «Мазня! Абстракционизьм!» Но ведь и первые секретари непогрешимой партии иногда ошибаются. На многих полотнах сквозь хаос мазков и цветов прорывается какое-то тревожное магическое пламя.

Если этапы развития авангардного искусства мы умудрились преодолеть относительно синхронно со всей мировой культурой, то с ренессансом у нас проблемы. Украина, за исключением небольшого клочка земли, который на советских картах до 1939 года причислялся ко вражеской Западной Европе, находилась за пределами ареала влияния единого культурного пространства. Я также искренне восхищаюсь талантом наших почти тотально безымянных иконописцев, но ужасно жаль, что сотни, а может, и тысячи потенциальных Ван Эйков, Рафаэлей, Леонардо да Винчи, Брейгелей так никогда и не нашли на нашей территории, скажем так, социального заказа на свой талант. Но, возможно, лучше поздно, чем никогда. Атмосфера выставки живописи и графики Ольги Акасси, только что завершившейся в галерее «Грифон», была полностью пронизана философией того времени, наполненного пробуждением человеческого духа. Конечно, среди посетителей можно было услышать и ворчунов, которым кажутся неуместными в наше динамичное время жевательных резинок и одноразовых автомобилей попытки проникнуть в глубины страданий какого-нибудь уже полумифического средневекового Франциска Ассизского. Господа скептики, возьмите в руки карандаш и кисть и попробуйте сделать хотя бы копию того, что создано руками и душой Ольги Акасси. Слабо? То-то же. Неприятно затрагивать эту тему, но, кажется, в художественном королевстве назревает большой скандал. Стремление заработать деньги на краденом бессмертно. В искусстве это преступление называется плагиатом. Есть подозрение, что одна из киевских галерей попробовала въехать в финансовый рай на продаже подделанных работ Ольги Акасси. И что самое противное — полотна, плохие копии выдавались за аутентичную живопись художницы. Получить комментарий у пойманных на горячем пока не удалось — на двери галереи висит замок. Будем тешить себя мыслью, что на плохую живопись авантюристы не делали бы ставок. Как говорили о художнике Камиле Коро — «он автор 3000 картин, 10000 из которых проданы в Америке»...

Наверное, не слишком скромно писать о собственных выставках. Но, прикрывшись коллективным авторитетом Козьмы Пруткова: «Что скажут о тебе другие, если ты сам о себе ничего сказать не можешь?», я расскажу вам, что во время круглого стола всемирного экономического форума, проходившего в Киеве на протяжении двух дней, была открыта выставка карикатуры вашего покорного слуги. Конечно, приятно, что среди многих достойных художников Украины организаторы из швейцарского Давоса выбрали именно вашего знакомого, политкарикатуры которого вы регулярно видите на первой полосе «Зеркала недели».

Агитирую всех посетить недавно открытый на Подоле первый негосударственный музей современного искусства. Не пугайтесь — вас там не встретят страшилками-видеоинсталляциями. Почти 4000 экспонатов музея, собранных многолетними усилиями директора музея Василия Мищенко, представляют действительно лучшие образцы украинского изобразительного искусства и скульптуры с 30-х годов прошлого века по сегодняшний день. Только добрых слов достойны люди из руководства ОАО «трест «Південзахідтрансбуд», вложившие немало средств и энтузиазма в создание музея.

Конечно, хочется, чтобы 600 квадратных метров выставочных площадей разрослись до 6 или 60 тысяч, но, поверьте, и пессимизм, и упадочнические мысли растворяются в доброй энергии, которую излучают работы этого музея. Много славных имен, замечательных мастеров. Только возле одного холста кольнуло сердце: под именем Татьяны Яблонской рядом с годом рождения появилась и печальная дата — 2005 год. Не знаю, не уверен, что душа художника взлетает куда-то в небеса, но в том, что она остается в его произведениях, не сомневаюсь. Приходите в музеи и галереи, и вы это почувствуете.