UA / RU
Поддержать ZN.ua

Стратегический фестиваль в Варшаве

Октябрь в Варшаве промелькнул с яркой украинской ноткой.

Автор: Ольга Стельмашевская

Фестиваль украинских фильмов, музыка Лысенко в сопоставлении с музыкой польского юбиляра этого года Станислава Монюшко, которая едва ли не впервые прозвучала в Национальной опере Варшавы, и стратегический фестиваль "Дни украинской музыки в Варшаве".

Слово "стратегический" не случайно употреблено в этом контексте. Ведь эти дни украинской музыки, основанные на родине международного фестиваля "Варшавская осень" (одного из самых значимых и новаторских мероприятий нашей части Европы, посвященных современной музыке), чрезвычайно важны, поскольку представляют польским слушателям, кроме хорошо известных им украинских народных песен, еще и мощный, но мало известный пласт профессиональной музыки.

Конрад Цвик

Начиналось все в 1999-м, когда после первого успешно проведенного фестиваля "Контрасты" во Львове один из его основателей дирижер Роман Ревакович, живущий в Варшаве, спросил себя: "Да, "Контрасты" переполнены польской музыкой, а как с украинской музыкой в Польше?". Ответ мог быть лишь один: "Никак!". Так и возникла идея попробовать достучаться до сознания польского слушателя с вестью об украинской музыке. В 1998 г. Ревакович основал фонд Pro Musіca Vіva ("Чтобы музыка жила"), - так и появился инструмент для продвижения замысла. Это был один из первых проектов фонда, более 20 лет развивающего прежде всего польско-украинские музыкальные отношения.

В этом году на пятом фестивале "Дни украинской музыки в Варшаве"три концерта музыки украинских композиторов разных поколений были впервые виртуозно сопоставлены с музыкой Лютославского (тоже разных периодов творчества), ведь подзаголовок феста и его тема - "Витольд Лютославский и украинская музыка". Украинскую музыку поместили в очень мощный контекст и с помощью параллелей и ассоциаций дали возможность почувствовать ее самодостаточность.

Конрад Цвик

"Фестиваль этого года, - рассказывает художественный руководитель фестиваля польско-украинский дирижер, композитор и продюсер Роман Ревакович, - продолжение моих многолетних усилий, направленных на то, чтобы наполнить польское культурное пространство украинской музыкой. Польские музыкальные учреждения не исполняют украинский репертуар, в филармониях он появляется крайне редко - иногда тоже по моей инициативе. В Варшаве я проживаю с 1978 года. За это время варшавская Национальная филармония не поставила в сезонный репертуар своего симфонического оркестра ни одного украинского произведения. Я имею в виду концерты, которые каждую неделю проходят при участии этого оркестра. В концертном сезоне 2019/2020 снова не прозвучит ни одно произведение украинского композитора. Это дело не только Варшавы, но и всех музыкальных учреждений Польши. Добавлю, что ни один польский оперный театр за всю свою историю не ставил украинских опер. И это не только польская проблема - это проблема отсутствия украинского репертуара в мировом культурном контексте. К сожалению, упрочилась такая модель: украинцы убирают, заботятся о стариках, собирают ягоды и кладут стены, а что касается салонов, то там для украинцев места нет. Это, конечно, понятно и закономерно: еще менее ста лет назад было много поляков и русских, которые ставили под сомнение существование украинской нации.

Когда-то Украину отождествляли с Россией. Сейчас другая ситуация: парадоксально, но российско-украинская война помогла мировому сообществу осознать субъектность Украины. Жаль, что это происходит ценой стольких жертв. Однако культура не менее важна, чем армия. Армия защищает границы, а культура строит нацию изнутри. Это своеобразная армия, армия бескровная, которая показывает все, что есть наилучшего, - саму сущность самодостаточности нации".

Конрад Цвик

Первый концерт фестиваля - "Скрипичный речиталь" - состоялся в концертном зале Музыкального университета Фридерика Шопена. Логично начали с молодых композиторов - стипендиатов Gaude Polonia. Роман Ревакович пригласил на презентацию своих произведений в Варшаву восемь композиторов. Скрипач Андрей Павлов, пианист и композитор Богдан Кривопуст ярко, эмоционально и эффектно представили новую музыку Богданы Фроляк, Золтана Алмаши, Евгения Петриченко, Андрея Мерхеля, Александра Шимко, Богдана Сегина, Елены Ильницкой, Богдана Кривопуста. Кстати, все произведения уже издала "Музична Україна" в сотрудничестве с Польским институтом в Киеве, и они доступны для исполнения.

Концертная студия Польского радио им. Лютославского приняла второй концерт фестиваля - "Вокальный речиталь". Безупречное меццо-сопрано Оксаны Никитюк зазвучало в песнях Валентина Сильвестрова на стихи Ивана Франко, Станислава Тельнюка, Омара Хайяма. Затем в исполнении утонченного и глубокого пианиста Дмитрия Таванца прозвучали две мазурки Сильвестрова, посвященные хозяину фестиваля Роману Реваковичу. Завершился концерт детскими песнями Лютославского на стихи Юлиана Тувима, которые очаровательно исполнила Оксана Никитюк в сопровождении Дмитрия Таванца - тут уже деликатного концертмейстера. Апофеозом программы стала ранняя соната для фортепиано Лютославского 1934 г., написанная композитором для самого себя (он был виртуозным пианистом) под влиянием Стравинского и французских композиторов. Гениально продуманная программа второго фестивального дня была исполнена в импрессионистической манере, по-осеннему тихо и нежно.

Конрад Цвик

"Идея сопоставить Сильвестрова и Лютославского родилась, когда я делал концерт для Дмитрия Таванца и Оксаны Никитюк, - говорит Роман Ревакович. - А уже потом я подумал, что такую красивую программу нужно показать и в Польше, но нужен был контекст. Искренне говоря, именно после этого концерта у меня возникла идея придумать, сформулировать пятые "Дни украинской музыки в Варшаве", и далее я почувствовал, что Лютославский - это очень хороший контрапункт и контекст для украинской музыки. Я убежден, что украинская музыка от этого не потеряла, а, наоборот, показала свою весомость".

Финальная программа по произведениям выдающихся современных композиторов старшего поколения - Владимира Шумейко, Игоря Щербакова, Олега Кивы и Евгения Станковича - была филигранно сопоставлена со знаменитым произведением Витольда Лютославского "Траурная музыка", посвященным памяти Белы Бартока. Фестиваль этим произведением почтил память жертв российской агрессии в Донбассе. В этот день поляки открывали для себя камерную музыку. Во всех четырех произведениях композиторы вдохновлялись музыкальной традицией минувших эпох, пропустив ее через свой опыт, самобытную и самодостаточную композиторскую технику, ярко выраженный философский подтекст. В зале с идеальной акустикой в этот день за дирижерским пультом стоял сам маэстро Ревакович, так что украинский камерный оркестр "Київська камерата" под его управлением звучал необычайно полно и объемно: музыканты прочитали и почувствовали всю тонкость и глубину, красоту и прозрачность звучания авторских партитур.

Конрад Цвик

"Таково происхождение пятого фестиваля, - подытоживает маэстро Роман Ревакович. - В культурных коммуникациях контекст необычайно важен. И когда такие весомые контексты происходят, тот, кто приходит извне, увидит чье-то выразительное, яркое предложение и понесет важную мысль дальше в мир. В культуре нет демократии, в культуре есть аристократия духа".