UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАСТНОСТЬ И ИНТУИЦИЯ

Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица всегда воспринимался публикой как самое страстное событие концертного сезона...

Автор: Елена Дьячкова

Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица всегда воспринимался публикой как самое страстное событие концертного сезона. Эмоциональный накал состязаний каждого года был настолько силен, что, казалось, в Колонном зале Национальной филармонии проходит финальный матч Лиги чемпионов.

Гроздья болельщиков живописно свисают с балкона и обвивают колонны, матроны то и дело шарят в своих сумочках в поисках валидола, публика, словно в Колизее, властными овациями распоряжается артистической жизнью и смертью конкурсантов. Особый шарм накаленной атмосфере придает рык охраны филармонии, добросовестно оберегающей «нерезиновый» зал от всех желающих.

— Когда мы это все начинали в 1994 году, — вспоминает генеральный директор конкурса Юрий Зильберман, — отечественное исполнительство еще не имело опыта организации подобных международных акций. Фактически мы действовали интуитивно. Например, было понятно, что необходимо высокопрофессиональное международное жюри. И именно в этом вопросе нам повезло. Мы сразу вышли на музыкантов, которые уже не так много концертируют, но вместе с тем принадлежат к конгломерату исполнительских авторитетов и имеют популярность именно в международной конкурсной системе. Сначала с нами работали г-н Томпсон, президент жюри Сиднейского конкурса, Тереза Дюссо, которая была в составе жюри конкурса им. П.Чайковского. А потом мы старались удержать уровень и приглашать только людей с именем — тех, кто, например, имел бы опыт работы в конкурсах королевы Елизаветы или Чайковского, или Клайберна, или Артура Рубинштейна, или в иных конкурсах того же уровня. Однако мы стремимся обойти «компаньонство» и не приглашать одновременно музыкантов, которые несколько раз встречались на других конкурсах.

В этом году юбилейные, пятые, состязания откроются 17 апреля. Оценивать выступающих будут ведущие музыканты мира, в том числе Дмитрий Башкиров (Россия, Испания), Борис Блох (США), Бернд Гетцке (Германия), Валерий Козлов (Украина), Виктор Макаров (Австралия), Мишель Сони (Франция), Николай Сук (Украина, США). Жюри возглавит дирижер, литератор и композитор Роман Кофман.

Буквально с первых же дней рождения акции критика увидела в ней незаурядный потенциал воздействия на международный имидж Украины. Конкурс пропагандировал столицу нашего государства не только как место рождения гениального Горовица, но и как один из центров развития современного пианизма. О репутации акции свидетельствуют многочисленные приветствия глав государств и христианского мира, а также то обстоятельство, что в этом году впервые участников из-за рубежа будет в несколько раз больше, чем из Украины. Всего на участие в конкурсе поступило 205 заявок из двадцати двух стран мира. Отборочные туры проходили в Америке и Киеве по видеокассетам. Этот этап удалось обойти тем претендентам, которые имеют титул лауреата конкурсов, зарегистрированных Европейской и Всемирной федерациями. По результатам отборочного тура в этом году в Киев приедут около ста пианистов из Австралии, Армении, Великобритании, Италии, Китая, Кореи, Польши, США, Франции, Югославии и др. — в общей сложности из двадцати стран мира.

Одна из ценнейших традиций конкурса памяти Владимира Горовица — предпочтение осмысленности перед техникой в исполнительстве. В прошлом даже развернулась целая дискуссия, связанная с осмыслением «ниши», на которую претендовал конкурс. Прежде всего решили не объявлять акцию состязанием «юных виртуозов». Поскольку для ребенка установка «будь виртуозом» может означать только «играй быстро и громко». Когда исполнитель вырастает, в его техническом арсенале может остаться только скорость. Музыка превращается для ребенка в спорт. Правда, некоторые преподаватели сами провоцируют подобное отношение со стороны своих подопечных к искусству. Как сформулировал один из зарубежных гостей, «учителя допускают грубую психологическую ошибку, когда готовят учеников к выступлению, как лошадей на забег». В результате у «неудачников» появляются неврозы, а «победители» покидают музыку только из-за неверного представления, что здесь они всего уже добились. Другое дело, когда юный музыкант получает от своего выступления на сцене удовольствие. Игра как радость — в этом есть нечто от медитации — внимательное вслушивание в процесс, сотворчество с залом, способность спонтанно и эмоционально реагировать. Но этому у нас редко кто учит.

Советская культура долго приучала людей «гнаться и перегонять». Так же, как в общеобразовательной школе были обязательны сдачи норм ГТО, в школе музыкальной систематически устраивались «забеги» академических и отчетных концертов. Практически ни одну школу, будь она в селе или районном центре, не миновали «плановые» поставки лауреатов. Всем, кто прошел через ДМШ, известен этот ужас зачетов и четвертных выступлений: тотальный в масштабах страны детский невроз, страх начать не с той ноты, забыть текст, не сыграть или не спеть до конца. Для многих детей эти плановые концерты вообще закрыли путь в искусство.

К слову, возможно, именно традиция академконцертов, словно мина замедленного действия, больно ударила по имиджу конкурса через страницы печати. Имея за плечами опыт контакта с ДМШа, многие авторы видели в конкурсе не что иное, как ярмарку учительских и родительских амбиций. Позднее стало очевидно, что это не так. Среди конкурсантов стали появляться такие, кто сознательно выстраивал свой сценический имидж и стиль интерпретаций, демонстрируя тем самым принципиальное отличие музыканта, видящего свой путь, от заурядного, хотя и старательного, ученика. Со временем и зарубежные гости конкурса в своих интервью отмечали, что в Киеве стали собираться пианисты-виртуозы, особенно на соревнования старшей группы. Но их игра была осмысленной. Впрочем, учитывая артистическую традицию Горовица, иначе и быть не могло.

Специфика конкурса памяти этого пианиста заключается в сложной программе. В частности, предусматривалось исполнение транскрипций Лист—Горовиц, Крайслер — Рахманинов. Это специфический репертуар, который не так часто играют в других странах. Есть также и позиция, связанная с исполнением произведения украинского автора. Как отмечал Юрий Зильберман, к большому сожалению, для конкурсных выступлений чаще всего берут ту музыку, которая была когда-то опубликована. Сегодня, как известно, музыкальные издательства не функционируют, поэтому для исполнителей закрыта возможность познакомиться с новыми произведениями украинских композиторов. Но то, что было когда-то издано в «Музичній Україні», «Музиці» или в «Советском композиторе», сегодня путешествует по всему миру. Например, в Америке обнаружилось достаточно много публикаций украинских авторов. Там есть Лятошинский, Косенко, Лысенко, Филиппенко, Скорик, Карабиц. Значительно меньше знают украинскую музыку в Китае, а в Японии и вовсе не знают. Поэтому оргкомитету приходится пересылать ноты, ксерокопии и т.п. Включая произведения украинских авторов в обязательную программу, организаторы конкурса тем самым активно утверждают украинскую культуру в мировом контексте. Судя по тонкой интерпретации гостями украинской музыки, они действительно нашли в ней нечто для себя близкое.

V Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица является первым звеном в ряду акций, посвященных 100-летию со дня рождения великого пианиста ХХ века. Позднее, в конце мая откроется шестой международный фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера». А осенью победители конкурса выступят в Польше, Франции, Швейцарии и России. Кульминацией юбилея будет международный музыкальный фестиваль «Владимир Горовиц. Киев — Нью-Йорк», который откроется 1 октября в Национальной опере Украины им. Т.Шевченко.