UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страсти «Страстей Христовых»

В Национальном музее во Львове в дни Великого поста, в преддверии Пасхи экспонировалась выставка «Страсти Христовы» из коллекции монахов-студитов «Студион»...

Автор: Татьяна Вергелес

В Национальном музее во Львове в дни Великого поста, в преддверии Пасхи экспонировалась выставка «Страсти Христовы» из коллекции монахов-студитов «Студион». Ее необычность в том, что каждый из 90 экспонатов обязан своим спасением сначала доктору богословия, иеромонаху Севастьяну Дмитруху, а потом реставраторам. Отец Севастьян не устает искать и находить произведения народного сакрального искусства в самых неподходящих для них местах — на чердаках и в подвалах, на свалках, в грязи и мусоре.

К примеру, монументальную икону «Страсти Христовы», которая открывает выставку отец Севастьян обнаружил в виде отдельных досок, на которых замешивали цемент… Другая икона, представленная на выставке, служила дверью на чердак в селянской хате. Что-то было найдено в заброшенных садах, что-то в приозерной крапиве.

Интуиция, особое чутье помогают иеромонаху распознать в обычном необычное. Благодаря им он нашел возле Дрогобыча, что на Львовщине, уникальное произведение народного искусства ХІV века — икону «Юрий Змееборец». Она была «под записью» — перерисована, он не видел, что под верхним слоем. Но каким-то образом почувствовал, что там изображен ковчег. А если так, решил он, то икона старинная, ХVІ век — как минимум. Когда открыли, увидели — ковчег. Икона датирована не ХVІ, а ХІV веком!

Отец Севастьян думал было одну найденную икону выставить в таком виде, в каком нашел, — в птичьем помете, грязи, пятнах, подтеках. И не столько для того, чтобы на контрасте с другими работами показать, какой труд вложили реставраторы для возрождения произведений народного сакрального искусства. Цель была иной — воззвать к совести людей, обратить внимание на то, что подчас мы не умеем ценить воистину ценное, как мы равнодушны к культурному наследию прошлого. Что имеем — не храним… Но изуродованная икона не попала в экспозицию — решил отец Севастьян пощадить посетителей выставки, не портить им праздник.

Для того чтобы в найденные произведения вдохнуть жизнь, в сентябре прошлого года при монастыре монахов-студитов собрали научный совет. Его возглавил реставратор высшей категории, заведующий реставрационной мастерской Национального музея во Львове Владимир Мокрий.

«Выставка посвящена не только Страстям Христовым, но и событиям, им предшествовавшим. Например, привлекает внимание икона с изображением «Тайной вечери», — рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Национального музея во Львове Мария Гелитович. — Прекрасна символическая композиция «Христос — виноградная лоза» (конец ХVІІ века). Уникум на нашей выставке — рельеф «Христос во гробе», это деревянная скульптура, датированная 1593 годом. Таких ранних скульптур очень мало. Хронологические границы работ, представленных на выставке, широки — от ХІV до ХХ вв. Украинская икона принадлежит к одной из школ византийской сферы влияния. Но ни в одной из школ — ни в русской, ни в балканской — влияние народного искусства не сказалось так выразительно и так мощно, как в украинской иконе. И этим она оригинальна. Характеры, переживания, эмоции — все непосредственно, искренне. И еще. В украинской иконе присутствует чувство юмора: присмотритесь к росписи Страшного суда, особенно к сценкам из ада. В старинных деревянных церквях очень часто можно встретить картины на стенах, где распятый Христос будто бы улыбается. Народный мастер, написавший картину, счастлив, что Сын Божий за него умер. Есть грусть, есть боль, но нет отчаяния — трагедия оптимистическая».

Полная коллекция отца Севастьяна насчитывает почти четыре тысячи экспонатов — в ней кроме икон и скульптуры представлены старинные книги, рукописи, церковная утварь, купольные кресты. Это одно из самых больших внемузейных собраний Украины. Для всего этого богатства нужно помещение. Отец Севастьян уже не первый год поднимает этот вопрос, но, увы…

Выставка будет экспонироваться до начала мая и завершится международной (украинско-польской) конференцией, на которой планируется обсудить проблемы реставрации и сохранности произведений сакрального искусства.