UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страсти под Тарасовой горой

Обновленный дом-музей Тараса Шевченко в Каневе открыт. Президент Виктор Янукович лично посетил новое жилище Кобзаря...

Автор: Михаил Калиниченко

Обновленный дом-музей Тараса Шевченко в Каневе открыт. Президент Виктор Янукович лично посетил новое жилище Кобзаря. Этому событию предшествовал и ряд медийных скандалов. Были пространные публикации на страницах «Слова Просвіти», других изданий. Были письма к самому президенту. Ведь не все наше художественное сообщество согласилось с концепцией архитектора Ларисы Скорик (фактически руководителя реставрационных работ), поскольку нынешний вид музея — благодаря г-же Скорик — заметно отличается от первичной идеи, в основе которой были колоритные национальные эскизы знаменитого архитектора здания Василия Кричевского.

Впрочем, «маємо те, що маємо».

Сейчас здесь — подвесной потолок, гранит (вместо паркета), металлические конструкции, темно-серая цветная гамма...

Напомню, что на все про все, то есть на реконструкцию музея Шевченко в Каневе и Национального шевченковского заповедника, было выделено 96 млн. 452 тыс. гривен...

Такова «цена дела».

Учитывая, что Тарасова гора стояла в строительных заборах и лесах еще с 2003 года, «делом чести», то есть политическим делом, стало для Януковича (в первые же его дни у власти) доказать: «они» расстраивали, а именно я наконец-то построил...

Не будем спорить: свое слово президент все-таки сдержал.

В этой истории, видимо, нужно оглянуться назад — во «вчера». В те дни, когда на средства друзей Шевченко похоронили в Петербурге на Смоленском православном кладбище в марте 1861-го. Пантелеймон Кулиш сказал: «Были у нас на Украине великие воины, великие правители, а ты стоял выше всех их, и семья родная у тебя самая большая, собрались к тебе всех языков люди, как дети к родному отцу».

58 дней находилось тело Кобзаря на российской земле. Но его друзьям не давали покоя мысли о выполнении завещания Тараса Шевченко. В конце концов по ходатайству Михаила Лазаревского Шевченко все-таки позволили перевезти в Украину.

«Як умру, то поховайте

Мене на могилі

Серед степу широкого

На Вкраїні милій…»

8 мая 1861 года гроб, установленный на казацкой телеге, через весь Петербург повезли на Московский (Николаевский) вокзал и по железной дороге доставили в Москву. А уж оттуда направились в Украину.

Когда процессия добралась до Броваров, студенты университета сняли гроб с телеги и на руках понесли в Киев — в Крестовоздвиженскую церковь, что на Подоле. Утром начался многотысячный митинг, после которого тело Шевченко на пароходе «Кременчуг» перевезли в Канев...

По предложению Г.Честаховского Т.Шевченко решили похоронить на Чернечей горе. Студенты университета Святого Владимира, что в Киеве, крестьяне из окрестных сел и жители Канева выкопали могилу, и 22 мая 1861 года тело Шевченко от Успенского собора понесли к месту погребения (расстояние почти 10 километров). В тот же день Тарас Григорьевич обрел вечный покой на Чернечей, теперь Тарасовой, горе.

Прошло время, и могила превратилась, как отметил писатель Василий Гнилосыров в киевской газете «Зоря», в настоящую руину. Деревянный крест упал в Днепр... Украина после этой публикации всколыхнулась. Изо всех концов начали поступать пожертвования, тогда, в 1882 году, решили соорудить первый мемориал. Крест заказали на Киевском чугунолитейном заводе и в 1884 году установили его на Шевченковской могиле. Ухаживать за местом погребения Великого Кобзаря киевская община наняла Ивана Ядловского, который опекал могилу почти 50 лет. В домике из четырех небольших комнат разместили экспонаты.

Во второй раз упорядочить могилу Тараса Шевченко попытались во времена Симона Петлюры. В то время он возглавлял Киевскую губернскую управу. Был подготовлен документ «О приведении в порядок могилы Т.Г.Шевченко». Но реализовать грандиозный в то время план, согласно которому Тарасовой горе предстояло стать историко-культурным парком — местом паломничества украинства, не удалось.

В конце концов 20 августа 1925 года решением правительства советской республики создали Государственный историко-культурный заповедник «Могила Тараса Григорьевича Шевченко».

В 1931 году решили установить новый памятник. (Крест, стоявший на могиле с 1884 года, крестьяне, подначиваемые большевистской пропагандой борьбы против религии, тросами стянули с высокого кургана и вместо него поставили бюст Шевченко работы Калена Терещенко. Однако многим людям, а особенно интеллигенции, он очень не понравился.)

…Был объявлен конкурс на строительство музея и памятника на месте погребения Тараса Шевченко.

Музей на Чернечей горе начали строить весной 1934 года по чертежам Василия Кричевского и его ученика Петра Костырко. А памятник на могиле создали российский скульптор Матвей Манизер и архитектор Евгений Левинсон.

18 июня 1939 года состоялось торжественное открытие литературно-мемориального музея Шевченко. С тех пор капитальные работы по реконструкции и реставрации не велись.

По инициативе Шевченковского национального заповедника еще в 2001 году было подготовлено задание на проектирование. Назрела потребность устранить недостатки в строительстве, допущенные в 1934—1937 годах, восстановить сооружение, которое претерпело значительные повреждения во время войны, а также наконец-то реализовать художественные замыслы авторов — В.Кричевского и П.Костырко.

Кроме того, здание музея нужно было привести в соответствие с современными требованиями с учетом опыта и достижений мировых музейных центров.

Целью замысла должен был стать реализованный архитектурный шедевр первой половины ХХ в. в сочетании с современной экспозицией и надлежащими условиями для посетителей и сотрудников заповедника уже уровня ХХІ в.

* * *

— Здание требовало неотложного капитального ремонта и реставрации как памятник архитектуры, — рассказывает бывший генеральный директор музея Игорь Лиховый. — Особая благодарность потомкам В.Кричевского из США и Венесуэлы, которые поверили нам и передали в Каневский и другие музеи Украины сотни художественных произведений и документов, что позволило специалистам планировать и действовать согласно творческому замыслу общепризнанного мастера национальной архитектуры Василия Кричевского.

* * *

Заказчиком работ еще в 2001 году, в соответствии с приказом Минкультуры, выступила дирекция Шевченковского национального заповедника в Каневе, как это, кстати, бывало и ранее при проведении каких-либо реставрационных и ремонтно-строительных работ. Но в 2008 году неожиданно права заказчика Минкультуры, по согласованию с Кабинетом министров, передали Черкасской облгосадминистрации. Таким образом, администрация и научный коллектив заповедника фактически были отстранены от активного влияния на процесс реставрации и реконструкции мемориала, что со временем привело к возникновению ряда проблемных ситуаций, отдельные из которых и повлекли негативные последствия для всего памятника.

* * *

— Только благодаря смене заказчика в том же 2008 году было выполнено строительных и реставрационных работ почти на
34,5 млн. гривен, что дало возможность завершить работы на первом и втором этажах, мансарде, — говорит Анатолий Чабан, зам главы Черкасской облгосадминистрации. — В 2009 году средства пришли только в декабре, поэтому половину из них пришлось вернуть в государственный бюджет, поскольку использовать их не удалось.

* * *

— Что же касается концепции и тематико-экспозиционного плана новой экспозиции... — продолжает Игорь Лиховый, — то несколько лет работали ученые заповедника, изучая историю предыдущих экспозиций, опыт отечественных и зарубежных музеев. Однако с 2008 года в этот процесс довольно грубо начало вмешиваться Министерство культуры и туризма. При этом не предложив ничего существенного, что в результате привело к определенной дезорганизации научной работы в заповеднике. В сущности, тогда админмерами заповеднику было запрещено привлекать специалистов
извне и разрабатывать свой тематико-экспозиционный план, на основе которого и создается музейная экспозиция. Министерство даже своим приказом создало рабочую группу во главе с замом министра, но без единого специалиста-шевченковеда. Проигнорированы научные центры диаспоры и зарубежные специалисты.

За это время не было проведено ни одного основательного публичного обсуждения проблематики подготовки к шевченковским датам 2011-го и 2014 годов, по концепции обновления экспозиций шевченковских музеев Украины и зарубежья. А это почти два десятка музеев, работающих разрозненно, их деятельность никто не направляет и не координирует, что не способствует полному раскрытию их возможностей в подготовке к упомянутым датам.

В свою очередь без объявления конкурса и тендера, без надлежащих на то оснований в мае 2010 года было принято решение передать музей Т.Шевченко в Каневе в распоряжение одной из киевских частных творчески-архитектурных мастерских... На самом же деле над созданием Шевченковского литературно-мемориального музея, да еще и у могилы украинского гения, должны были бы работать уже известные своими творческими достижениями специалисты-музееведы, литературо- и искусствоведы, историки, этнологи, филологи, художники-дизайнеры, специалисты по медийным технологиям, педагогике и детской психологии и, конечно, архитекторы, которые знают и уважают высшие достижения современной архитектуры и прежде всего шедевры, созданные Василием Кричевским.

До 2009 года не было никаких возражений по поводу проекта Василия Кричевского. Что же касается такого совещательного органа, как научно-методический совет по охране культурного наследия, то на заседании его президиума 28 мая с.г. (присутствовало шестеро из 13 его членов) с минимальным преимуществом за счет отсутствующих, которые даже не видели этих предложений, было принято решение рекомендовать министерству к утверждению предложение, которое, в сущности, предусматривало остановку процесса воссоздания проекта музея по В.Кричевскому.

* * *

— Реконструкция музея затянулась на неопределенное время, — говорит Анатолий Чабан. — Почти семь лет не имели доступа к музею посетители. В десять раз уменьшилось количество паломников к Тарасовой горе. На научно-методическом совете Министерства культуры и туризма большинством голосов победила концепция архитектора Ларисы Скорик. Можно по-разному оценивать решение совета, но в многих мотивациях можно считать его положительным. Поверьте, реализация проекта Ларисы Павловны имеет по-своему оригинальное и логичное воплощение. Потери, возможно, есть, но, по-моему, концепция воссоздает неповторимость духовной фигуры Тараса Шевченко.

* * *

— Сотрудникам заповедника, к сожалению, не известны официальные документы, которые можно было бы назвать завершенным проектом или сметно-проектной документацией по созданию экспозиции музея, в их нормативно-правовом и профессиональном смысле, — продолжает г-н Лиховый. — Так что практически невозможно непредвзято и адекватно оценить новый замысел... Оценить — имеет ли все это «шоу» хоть какое-то отношение к освещению роли Шевченко в украинском и мировом пространстве.

По этому поводу было направлено открытое письмо президенту Украины Виктору Януковичу. Но аргументы не были услышаны.

Вообще к осуществлению реставрации музея на Тарасовой горе так или иначе причастны три президента Украины, главы шести правительств, пять руководителей Министерства культуры, три главы облгосадминистраций и четыре директора заповедника...

То, что мы сейчас там видим, я бы не рискнул назвать «литературно-мемориальным музеем Тараса Шевченко» у его могилы. Это, видимо, нечто другое. И ему еще нужно найти определение. Мы же стремились, чтобы это был музей — светлица украинского духа, как его задумывал профессор В.Кричевский с коллегами, своеобразный храм национальной культуры, после посещения которого каждый из нас воспринял бы шевченковские идеалы как собственное жизненное кредо...

* * *

Виктор Янукович на открытии обновленного дома-музея назвал Шевченко «культовой фигурой Российской империи».

Анна Герман утверждает, что творческое наследие Кричевского — несколько не вписывается в современную шевченковскую «архитектонику» (см. официальный текст зама главы администрации президента).

Лариса Скорик считает, что ее новая концепция переносит Кобзаря в европейское культурное измерение...

А оппоненты власти (и художников во властях) — остаются на своих позициях. Ведь самое важное и сложное в этом шевченковском деле — сохранить лучше из прошлого... Как писал Достоевский, без кирпича прошлого не построим будущего.

Впрочем, Тарасова гора именно сегодня и стала, к сожалению, еще одной «политической территорией» для утверждения определенных амбиций. А не только сакральным местом…

Официально

«…Для здійснення ремонтно-реставраційних робіт і створення експозиції у будинку-музеї Т.Г.Шевченка у м.Каневі Корпорацією «Укрпроектреставрація» разом з УкрНДІ було використано від 2003 до кінця 2009 року 66,5 млн. гривень. Однак за ці кошти і майже за 7 років не був здійснений ремонт навіть двох поверхів, призначених для експозиції…

…Підіймаються штучні хвилі «стурбованості» про порушення художнього задуму архітектора В.Кричевського. Споруда будинку-музею зводилась у роки безжальної сталінської розправи із сучасним і справжнім мистецтвом та сучасними і справжніми митцями. В.Кричевському довелося збудувати її не в стилі українського архітектурного модерну, одним з фундаторів якого на початку ХХ століття він був, і не в репресованому на той час українському авангарді, а тільки в ушанованому тоталітарним режимом римсько-грецькому псевдокласицизмі.

Намагання В.Кричевського поєднати цю архітектуру з декоративними мотивами українського модерну початку ХХ століття були, безперечно, спробами суміщення несумісного. Трагедія митця була очевидною, тому не випадково 1943 року він виїхав до Львова, а далі — до Америки, і вже до кінця своїх днів не спроектував і не збудував жодної споруди…

…Нова концепція не спотворює архітектурного рішення споруди В.Кричевського, а органічно єднає його з ідеєю увічнення пам’яті Кобзаря на сучасному світовому рівні».

(Из письма Анны Герман Владимиру Яворивскому, председателю комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности)