Судьба известного украинского композитора XVIII века Максима Березовского — настоящий исторический бестселлер. Недаром в свое время ею так заинтересовался драматург Григорий Горин и даже пообещал пьесу о жизни музыканта режиссеру Марку Захарову. Из того замысла ничего не получилось. Но вот уже в Украине началась работа над проектом о Березовском. Это четырехсерийный фильм «Тайна маэстро». Режиссер — Николай Федюк; в главных ролях Иван Городецкий (Березовский), Ольга Сумская (Тараканова), Олеся Жураковская (Екатерина II), Сергей Романюк (Орлов). Съемки будут проходить в Киеве, Львове, Крыму. Возможно, поедут снимать в Венецию, ведь одна из сюжетных линий связана с княжной Таракановой, в которую якобы влюбляется композитор и в то же время становится одной из причин ее гибели. Именно сценарий фильма о Березовском стал «точкой столкновения» не только творческих интересов... Возможно, «дело Березовского» скоро будут рассматривать даже в прокуратуре, о чем сообщил «ЗН» кинорежиссер Юрий Ляшенко.
Творческая судьба режиссера Ляшенко довольно странная. В 1980 году он снял хит советского проката «Мерседес» уходит от погони». Но это никак не повлияло на его дальнейший карьерный рост в «кассовых» жанрах. В 90-е, в период отечественного малокартинья, Ляшенко экранизирует «Записки кирпатого Мефістофеля» Владимира Винниченко: работу восторженно принимают фестивали, критики, но экранной судьбы у фильма нет. Уже в начале нового столетия режиссер Ляшенко в рамках большого культурологического проекта «Просвіти» вместе с коллегами переворачивает гору материалов о композиторе Березовском, а потом в соавторстве с Юрием Обжеляном и Павлом Мовчаном пишет сценарий и мечтает снять картину. Дальнейшие события развиваются неожиданным образом... Съемки фильма постоянно переносятся. А когда наконец работа начинается, один из авторов сценария «выпадает из гнезда»...
— Как могло так случиться, что вы оказались за бортом проекта?
— Сценарий о композиторе, над которым пришлось много работать, понравился многим, даже прошел экспертный совет. Мы согласились, чтобы деньги на постановку шли через «Просвіту». Потом появился продюсерский центр «Мартін» (Павло Мовчан как руководитель проекта согласился отдать туда наш сценарий). Мне «напели» много радужных перспектив. Говорили: будет серьезное финансирование. Уверяли, что якобы шли переговоры с самой Николь Кидман (и последняя вроде бы даже согласилась сниматься). И я, конечно, включился в работу. Но как только пошли первые деньги (свыше миллиона гривен), я действительно оказался «за бортом». Месяц не мог найти продюсерскую группу. Хотя сначала мы сняли двухкомнатную квартиру в районе Дарницы, там начали создавать видимость работы. То есть чтобы зря не тратить время, начали подбирать актеров на главные роли. На роль Березовского планировали Алексея Богдановича. Тараканова — Ольга Сумская, царица Екатерина II — Татьяна Назарова. Но прошел месяц, второй, третий... А мне все говорят, что как только будет следующий транш, так сразу же и начнем «по-настоящему».
— Откуда должен был поступить «транш»? Из Минкульта? От мецената?
— От государства. Я настаивал, чтобы немедленно начинали работу над костюмами, ведь это историческая драма, конкретная эпоха, довольно кропотливое дело. На костюмы сначала не давали ни одной копейки, хотя получили большую часть денег именно на костюмы. Тогда я поставил перед руководителем проекта вопрос о замене продюсера. Написал докладную в «Просвіту». Но безрезультатно. Ждал-ждал, а потом не выдержал и говорю: «Давайте законсервируем картину. Зачем же создавать видимость работы?» Фильм в конце концов законсервировали. Даже распустили группу. Я опять начал ожидать, когда меня позовут для реальной работы. Так продолжалось до декабря. В декабре получили следующий транш — более двух миллионов. Потом январь, февраль — опять ничего. И вот в марте наконец заявляют: «А теперь снимите нам за полтора месяца картину!» Но ведь это четыре серии, серьезная работа (не «мыло»). Кроме того, нужно параллельно выполнить монтаж и озвучивание. Это большой исторический фильм со всеми его особенностями, а значит, серьезным сложным производством. Я не согласился на подобные условия, ведь это означало идти на откровенную халтуру только ради того, чтобы кто-то мог отчитаться перед казначейством. 10 марта 2006 года я написал еще одну докладную в «Просвіту» о том, что категорически запрещаю использовать сценарий и требую смены исполнителей. И здесь нашли «выход» — начали без меня просто переписывать сценарий, в который я вложил столько сил и времени, и теперь снимают фильм тоже без меня.
— Вы ознакомились с новым сценарием? Есть в нем заимствования из вашего текста?
— Так никто же не дает сценарий в руки! Моей фамилии в титрах не будет. Я даже направил жалобу в прокуратуру. Хочу найти правду. Ведь столько усилий — и в результате такая обида.
— Может, попытаться создать новый сценарий и предложить его одному из центральных украинских каналов?
— Знаете, это отразилось такой болью в душе, что пока ничего не в состоянии делать... Время работы над «Березовским» совпало с очередной катавасией на киностудии Довженко. Я был в планах именно нашей студии с тематикой фильма о композиторе. А когда сменилось руководство, я выпал из плана. Еще в 1995 году я предложил Павлу Михайловичу Мовчану искать какую-то другую организационную структуру для съемок фильма, кроме студии Довженко, потому что в те времена там были просто мизерные зарплаты. Многие режиссеры по сей день не могут реализовать свои замыслы. В качестве примера можно назвать фильм «Толока» Михаила Ильенко, который не запускают в производство уже семь лет. В свое время я убеждал и министерство, и «Просвіту» в необходимости найти частную структуру и начинать что-то делать. Ведь в связи с Березовским прогнозировалось, что это будет сложная историческая музыкальная картина: время событий — XVIII век, место действия — Украина, Россия, Италия.
— Кто непосредственно работал над сценарием?
— Мой земляк Юрий Обжелян, я и Павло Мовчан. Но когда я начал интересоваться материалами, то понял, что их маловато. А что касается Березовского, то его произведения можно пересчитать по пальцам, но история жизни просто захватывающая — драматическая, даже трагическая. Березовского называли «Моцартом в хоре». Если Моцарт был силен в симфонической музыке, то Березовский — именно в хоровой. Эти произведения сейчас исполняют в Украине хор «Киев», многие самодеятельные коллективы и капеллы. Сам Березовский — выходец из казаков. Некоторые историки склоняются к мнению, что он учился в Киево-Могилянской академии. Березовский прожил очень мало. Официальная версия, что закончил жизнь самоубийством, спился. Это та интрига, которая должна была быть в моем будущем фильме...
— Какими источниками вы пользовались для написания сценария?
— Материалов действительно оказалось слишком мало. Например, мы сделали сценарное предположение, что он защищал звание академика в один день с Моцартом... А определенное подтверждение, что это происходило в один день, я обнаружил в художественном произведении Кукольника — беллетриста времен Пушкина. Хотя Моцарт моложе Березовского на 10 лет.
— Какой хронологический отрезок охватывают события вашего сценария?
— С детства композитора (с 9 лет) и до смерти в 32-летнем возрасте. В своем сценарии я склонялся к версии, что причина его трагедии — в княжне Таракановой. Ведь почему еще молодой, успешный человек рвется из Италии, пренебрегая славой, признанием? В нашей истории фигура Березовского играет решающую роль в «царской охоте» (кстати, именно так называется пьеса Леонида Зорина о маневрах Екатерины II против своей конкурентки) на княжну Тараканову. В нашем сюжете именно Березовский убеждает Тараканову встретиться с графом Орловым, который потом ее подставил и отдал на расправу Екатерине.
Вначале хотелось показать Максима Березовского в 9-летнем возрасте, когда он еще играет на свирели... Потом его итальянский период жизни. И третья — главная часть фильма — возвращение композитора в Украину. Друзья умоляли его остаться в Италии, но он им сказал (во всяком случае в нашем сценарии): «Я предал Тараканову...» По нашему сюжету он был влюблен в нее. Есть некоторые факты, подтверждающие наше предположение о мечте Разумовских через Тараканову получить автономию для Украины мирным путем. Например, Андреевская церковь будто бы построена Елизаветой (то есть матерью Таракановой) для инаугурации гетманов Украины, поскольку она уже тогда согласилась предоставить автономию Украине. А когда на престоле появилась Екатерина, ей доложили, что уже выросла дочь Елизаветы, которую прятали еще с детства. И вот Разумовский поставил перед Березовским задачу: найти документы, содержащие свидетельство, что его дочь — настоящая наследница престола. Конечно, здесь есть и художественный вымысел... Но есть и историческая линия. Вернувшийся в Петербург Максим Березовский бедствует. И даже частные лица уже не брали его учителем. Так что судьба действительно интересная, драматичная. Так же, как по-своему «интересна» и многострадальна судьба сценария о композиторе...
Страницы жизни
Максим Созонтович Березовский родился в 1745 году в гетманской столице Глухове. Его родители — казак Созонт и Агриппина. Максим еще в раннем детстве поступил в глуховскую певческую школу, основанную гетманом Данилом Апостолом. Со временем научился играть на кобзе и клавесине. После певческой школы отец повез Максима учиться в Киевскую духовную академию. Одновременно его зачислили в академическую капеллу. Сначала он стал самым лучшим ее певцом, а потом — руководителем. С 1755 года начал сочинять собственные хоровые произведения. Когда в 1761 году на хоровом концерте академической капеллы дирижировал Максим Березовский, которому было тогда 13 лет, в зале присутствовал генерал-поручик Петр Румянцев. Молодой студент класса риторики понравился Румянцеву, и он забрал его в Петербург, где юноша начал петь в придворной капелле. Когда к власти пришла Екатерина ІІ, она зачислила Березовского «певчим итальянской компании». В 1765 году по протекции Разумовского Березовского откомандировали на десять лет учиться в Италию, и в 1769 году он поселился в Болонье, где 15 мая 1771 года стал членом Болонской филармонической академии. Также он был избран почетным членом Миланской и еще нескольких академий. Можно сказать, что подобный успех до него имел только Моцарт. Имя Березовского выбито золотом на мраморной доске на стене Болонской академии рядом с именем Моцарта. Есть сведения, что они в одно и то же время сдавали экзамены в Болонской академии.
В 1774 году Березовский возвращается в Петербург и его принимают в придворную капеллу певцом, к тому же внештатным. Он продолжает работать — пишет оперу «Мария» на украинском языке, немало новых духовных концертов. Его музыка почти нигде не исполнялась, Березовскому давали понять, что он не нужен. Все время после возвращения из Италии композитор жил в долг. 2 апреля (22 марта) 1777 года он наложил на себя руки. После смерти многие его ноты по приказу Екатерины ІІ были сожжены.
«Фильм о композиторе —
только один из проектов культурологического цикла «Просвіти»
Павло Мовчан рассказал «ЗН», что «Просвіта» планирует
и в дальнейшем проводить большую работу по созданию фильмов, которые бы открыли современникам малоизвестные страницы о жизни и творчества отечественных гениев.
— Тема, воплощаемая нами сегодня, — фильм о композиторе Максиме Березовском, — не может замыкаться только на одной творческой фигуре, на одной личности... Равно как не может быть одного автора, написавшего о жизни Богдана Хмельницкого или Мазепы. «Просвіта» давно планировала выпуск фильмов о выдающихся деятелях нашей культуры: о гениях музыки, живописи, литературы. В музыкальном цикле нас заинтересовали творческие и жизненные судьбы Березовского, Веделя, Бортнянского. И когда речь зашла о фильме «Березовский», мы сразу же подхватили идею, а позже и зарегистрировали сценарий. «Просвіта» всячески содействовала и его дальнейшей реализации. Именно Юрий Ляшенко предложил для работы продюсера, которого затем почему-то называл «каскадером». И именно с нынешним продюсером мы заключили договор о дальнейшей работе. Ну а потом... Потом началось выяснение каких-то отношений... Потом началось вообще блокирование работы и торможение творческого процесса. В конце концов, режиссер отказался заключать договор с продюсерским центром. И в этом уже проявились их внутренние отношения... Когда началось финансирование, когда судьба проекта фактически была под угрозой (господин Ляшенко сказал, что не имеют права снимать), что тогда оставалось делать? Писать все сначала... С чистого листа! Ведь нужно было довести дело до конца и начать работу над фильмом, на который и так уже было потрачено немало усилий. Никаких юридических отношений у «Просвіти» с Ляшенко не существует. Это скорее его личное отношение к продюсерской команде. И все же я считаю, что нельзя собственные амбиции ставить выше общего дела. Это тем более досадно, что наша культурологическая идея очень интересная, и мы надеемся, что на нее откликнутся и зрители, и каналы, и обязательно будет продолжение, поскольку откроются новые страницы жизни выдающихся личностей отечественной культуры. В наших планах, например, литературная галерея — от Кукольника до Квитки-Основьяненко. Отреагируют ли на это наши ведущие и так называемые «рейтинговые» каналы? Во-первых, это очень большой вопрос, кто и что (кроме денег, конечно) эти рейтинги определяет. А, во-вторых, такие темы не могут не интересовать именно Первый национальный канал. Потому что на этом канале, к сожалению, чаще демонстрируют «Вечный зов» (сериал, повторяемый постоянно), а таких отечественных шедевров, как «Тени забытых предков» Параджанова, «Комиссары» Мащенко, «Каменный крест» Осыки, почему-то увидеть не удается. Я откровенно сказал об этом даже президенту. И спрашиваю уже у руководства канала: почему фактически «выбросили», отстранили от работы многих телевизионщиков, представляющих славу и гордость украинского телевидения, самоотверженно проявивших себя во время оранжевой революции? Неужели возможная причина в идее дальнейшего акционирования канала и это вынуждает избавляться от «лишних» людей?..
«Мовчан сделал все, чтобы этот проект состоялся»
Продюсер фильма «Тайна маэстро» Валентин Мыслывый представил «ЗН» эту же коллизию, но совершенно в ином ракурсе. По его мнению, дело может ограничиться не только прокуратурой, но и встречным судебным иском.
— В основе фильма, который мы сегодня снимаем во Львове, совершенно иной сценарий. Два прежних автора. За исключением только Юрия Ляшенко. Поскольку, повторюсь, это уже сценарий совсем другой картины. Не хочется вдаваться в подробности, но неприятно, когда творческую группу стараются очернить. И когда по каким-то причинам пытаются тормозить съемочный процесс, а потеря денег в данном конкретном проекте — уже государственная проблема, то есть дело не во мне, а в том, что государство могло потерять деньги, поскольку работа над картиной долго не начиналась. Не хотелось бы вдаваться в подробности, рассказывая, что режиссер, который сегодня апеллирует к прокуратуре, не готов снимать в современном технологическом режиме, так как у него был очень длинный творческий простой, о том, что возраст берет свое, а современный кинопроцесс — это иная динамика, о том, что до конца не было понятно, каких актеров еще тогда г-н Ляшенко хотел снимать… Но хотелось бы сказать о порядочности. Ведь если бы не помощь и не участие Павла Мовчана в проекте, то не известно, был бы ли он вообще реализован. А тут в одной газете я читаю сомнительную статью на эту тему… Как можно? Мы сняли почти половину фильма — две серии. И никакие попытки устроить скандал работу не остановят. Павло Мовчан помогал и помогает. А Первый национальный канал как наш партнер обсуждает вероятности показа фильма у себя в эфире. Возможные судебные разбирательства не остановят работу. Могут быть и встречные иски… И потом, если внимательно проследить работу над тем, предыдущим сценарием, то можно заметить, что вторая его часть сделана совсем не г-ном Ляшенко. Могу предоставить и некоторые литературные первоисточники, целые страницы из которых перешли в первый, не наш, вариант сценария. Я всю жизнь в кино. Хочу снимать кино. И буду этим заниматься, несмотря ни на какие обстоятельства.