UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАДАНИЯ НА ЭКРАНЕ

Фестиваль художественных и документальных фильмов «Еврейская жизнь на экране», проходивший 7—13 ...

Автор: Елена Львова

Фестиваль художественных и документальных фильмов «Еврейская жизнь на экране», проходивший 7—13 сентября в кинотеатре «Дружба», можно было бы назвать «Еврейские страдания», поскольку от большей части показанных фильмов веяло монолитным минором, без всяких там мажорных лирических отступлений. Конечно, организаторы фестиваля не ставили себе целью погрузить зрителей в глубокую меланхолию, но так уж сложилось, что словосочетание «еврейская жизнь» ассоциируется в кинематографе, по крайней мере советском, русском, украинском и немецком, с погромами и Холокостом. Как выяснилось, весело живут евреи только на исторической родине, в современной Франции, да, еще жили не тужили... в советском Биробиджане 30-х годов.

Фестиваль был открыт антикварной лентой — фильмом «Искатели счастья» (СССР, 1936), где в качестве консультанта фигурирует Соломон Михоэлс. Конечно, сейчас история счастливой жизни евреев-переселенцев в одном из колхозов советского Биробиджана вызывает, мягко говоря, недоверие. Французским евреям конца 90-х, конечно, жилось веселее, и поэтому фильм «Рецепт от бедности, или Поверьте мне, когда я лгу», впервые продемонстрированный киевлянам именно на фестивале, изрядно повеселил собравшихся. Несмотря на общий пиетет к фильмам о страданиях евреев времен Второй мировой, хотелось бы, чтобы словосочетание «еврейская жизнь» ассоциировалось в кинематографе не только с вереницей бедствий.

Одним из самых минорных фильмов кинофестиваля можно было назвать «Отче наш» (Россия), где еврейка-мать (Маргарита Терехова) с сыном лет пяти-шести на протяжении всего фильма пытается спастись от преследователей-фашистов и в результате вместе с ребенком замерзает насмерть прямо на улице. Этот фильм своего рода «хождение по мукам» — мать и сын целый день бродят по городу в лютый мороз, греются у костров, пытаются найти пристанище то у добрых и недобрых людей, то в церкви, и все равно погибают. Постоянные евангельские аллюзии указывают на то, что если Марии удалось вместе с младенцем Христом убежать от царя Ирода, то еврейской матери времен Второй мировой остается только мученически погибнуть вместе со своим ребенком. От новых иродов можно спастись, только уйдя в мир иной.

Кинофестиваль можно было назвать скорее ретроспективным показом любимых всеми фильмов вроде «Блуждающих звезд» или «Изгоя», поскольку новые фильмы на этом мероприятии оказались в меньшинстве. Не было представлено ни одного израильского фильма, зато изобиловали советские, русские и русско-немецкие ленты, где доминировала тема бедствий. Остается надеяться, что следующий фестиваль такого рода расскажет и о счастье, поскольку не верится, что такового не существует.