UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сто лет любви

Именно с 23 июня Музей Ханенко отмечает 100-летие со дня основания.

Автор: Анна Пароваткина

Юбилейная выставка "МУЗЕЙ. СТОЛІТТЯ", которая открылась на ул.Терещенковской, кажется, просто-таки воплощением перемен, которые сегодня захлестнули наши музеи. Так что "о времени и о себе" ханенковцы решили порассуждать нетривиально.

"Датские" выставки - всегда официоз и пыль в глаза. Пыль веков - в случае с музеями вроде легендарного Варвары и Богдана Ханенко, хранящими раритетные "древности". Вы тоже так считаете? Значит, пора отказываться от стереотипов. Первая "кураторская" выставка новой гендиректора Музея Ханенко Катерины Чуевой "МУЗЕЙ. СТОЛІТТЯ", по которой нам предлагают судить о первых ста годах жизни знаменитого на весь мир музея, вполне органично впишется и в другую институцию.

Потому что об истории родного музея авторы "датской" выставки (а это, помимо Катерины Чуевой, еще и Елена Живкова, Мария Кулинич, Галина Биленко, Елена Шостак, Людмила Кравченко) решились рассказать языком чуть ли не концептуального искусства. За вычетом немногих предметов из фондов эта экспозиция - сугубо текстовая. (Плюс содержит чрезвычайно интересное тематическое видео и, конечно, фото).

Так что выводы о том, насколько драматичным был прошедший век для детища Варвары и Богдана Ханенко, зритель может сделать сам.

Впрочем, можно сказать и по-другому. "МУЗЕЙ. СТОЛІТТЯ" - это выставка о большой любви. Ведь и родился замечательный музей тоже из большой любви: свою коллекцию Богдан и Варвара Ханенко начали собирать еще в 1874 году, когда поженились и отправились в свадебное путешествие. Датой же основания Музея Ханенко считалось 23 июня 1919 - день, когда декретом большевистского правительства в Харькове коллекцию Ханенко национализировали и назвали "Вторым государственным музеем".

Хотя это число сами музейщики сегодня называют просто условной датой для празднования. Когда удобно подвести итоги и думать о ближайшем будущем. Как написал сам Богдан Ханенко, "Не только процветание общественного учреждения, но само его существование, как и жизнь всякого существа в нашем мире, немыслимы без любви, без той любви, которая связывает, дает силу и веру в работе и обеспечивает ее успех".

Любви за прошедший век в жизни музея, было, судя по экспозиции, очень много. И не меньше - печалей. Сто лет музею - это: свыше пяти миллионов посетителей и 10 тысяч прочитанных лекций; более двух тысяч выставок и 25666 экспонатов сегодня в коллекции, из которых только 5,5% можно увидеть в постоянных экспозициях. (Ох уж эта вечная киевская проблема с выставочными площадями! И с фондохранилищами, между прочим, - тоже.)

А еще 24714 произведений музей утратил только за время Второй мировой войны. "Экспозиционные залы опустошены, на стенах остались только рамы", - читаем наполненные болью строки музейщиков, вернувшихся в родные пенаты, как только из Киева выбили немецких оккупантов.

История Музея Ханенко вообще очень напоминает феникса, которого лихие люди и темные времена то и дело норовили уничтожить. А он - каждый раз возрождался. Чего стоили 1920-1930 годы, когда коллекцию грабили сами "союзные" власти? В 1930-х чуть не в переплавку ушло бесценное серебро и золото. (Сегодня то, что сохранилось из ханенковского собрания, находится в Музее исторических драгоценностей.) А десятилетием ранее ленинградская контора "Антиквариат" втихую, под грифом "секретно", реквизировала из киевской коллекции ценнейшие произведения, в числе которых оказался бесценный диптих "Адам и Ева" Лукаса Кранаха-старшего.

Список шедевров собрания Ханенко, "позаимствованных" в разные годы и под разными предлогами Россией, составлен. Но поживилась в Киеве не она одна: еще в
1988 году силами научных сотрудников музея был выпущен англоязычный каталог, включавший описания 474 картин, которые пропали только за время оккупации 1941-1943 годов.

"Забыть нельзя возвратить. Где ставить запятую?" - красноречиво озаглавлен один из постеров на выставке. "Поиск продолжается", - подчеркивают в музее. Кстати, так называемую Дрезденскую коллекцию - предметы из Дрезденской картинной галереи, вывезенные в СССР по репарации и попавшие в Музей Ханенко, - еще в 1958 г. мы возвратили Германии. Общий вес (97790 листов графики, 10 картин и множество образцов декоративно-прикладного искусства) составил свыше 50 тонн, а упакованы они были в 300 ящиков.

Но не будем только о грустном. Лучше - снова о любви. Например, вспомним о том, как уже в 1959 г. свою коллекцию восточной живописи тогда еще Киевскому музею западного и восточного искусства подарила Таисия Жаспар… Нет, все же не стоит в одной небольшой статье даже пытаться пересказать содержание всех выставочных постеров и историю бурных 100 лет жизни музея Ханенко. Выставка работает до Дня знаний - 1 сентября 2019 г. Сходите - и сами все увидите и узнаете.

Возможно, что из числа фондовых экспонатов "МУЗЕЙ. СТОЛІТТЯ" (включая копию завещания Богдана Ханенко от 10 апреля 1917 года) вас, как и меня, особенно впечатлят и просто тронут бронзовые настольные часы XIX века. Их ценность не сравнится с флорентийским алтарным крестом-реликварием XV века из витрины по соседству.

Но именно с хорошо работающим, прекрасным механизмом сравнили свой музей сами ханенковцы. Словно эти часы, из множества разных деталей начал собирать музей Богдан Ханенко, а продолжили следующие поколения. Ведь любовь "никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут", говорил апостол.