UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТИЛЬ ОТ ПРОКОПОВА

23 октября в залах музея русского искусства столицы открылась выставка работ киевского скульптора Евгения Прокопова...

Автор: Ирина Рябинина

23 октября в залах музея русского искусства столицы открылась выставка работ киевского скульптора Евгения Прокопова. Несколько серий малой пластики, созданные за последние два десятилетия, представил он на суд публики. Что ж, ежедневная напряженная работа - как стиль жизни известного мастера.

Выпускник Киевского государственного художественного института (ныне - Академия искусств Украины), творческих мастерских Академии искусств СССР. Заслуженный художник Украины. Участник более 60 выставок на родине и за границей. Его произведения находятся в музеях нашей державы, России, Великобритании, Дании, в частных собраниях в Украине, Германии, США, Дании, Израиле.

За этими сухими строками творческой биографии Прокопова - многолетнее постоянное стремление самовыражения, десятки портретов, композиций, освященных его своеобразным талантом. Относительно монументальной пластики Евгений - автор памятников студентам и преподавателям Киевского университета имени Тараса Шевченко, «Прометей», «Память», «Покрова», «Вознесение» (Киев), «Пиета» (Тернополь), «Украина-мать» (Ривне), «Единство веры» (Рейнсхардорф, Германия) и других. Однако отдает предпочтение станковой, не привязанной к конкретной среде скульптуре. Именно в ней есть возможность наиболее полно воплотить свои оригинальные замыслы, демонстрировать изысканный изобразительный почерк, утонченный вкус. Чем сразу же поражают и привлекают работы Прокопова - трепетной нежностью, хрупкостью и интеллектуальной многозначительностью. В них есть текст и подтекст. Даже в конкретных образах прослеживается не только их личностная многомерность. Художник - человек своей эпохи с современным мировосприятием, пластическим пониманием, но это и требует от него еще большей ориентации на извечные общечеловеческие ценности, сопоставления своих произведений с лучшими образцами мировой культуры. И будет то портрет или сюжетная композиция - все является результатом его длительных размышлений над определенными нетленными истинами, над заданиями искусства и своим непосредственным участием в нем.

Тематическая «палитра» киевлянина достаточно разнообразна, но в первую очередь он откликается на то, что способно взволновать великим смыслом, увлечь красотой, совершенством: любовь, материнство, дружба, сфера других областей искусства... Процесс духовного возрождения нации, происходящей в Украине, также не мог оставить Евгения равнодушным. Хотя не стоит искать в таких его произведениях чисто культовое назначение - это прежде всего рассуждения художника о судьбе религии в контексте мировой культуры, желание постичь значимость ее роли в жизни человека. Обращение к библейским сюжетам стало для Прокопова своеобразным кругом очищения - от лишней суетности, неоправданной порой поспешности, позволило еще больше проявиться его тяготению к философскому осмыслению действительности. Наконец, расширило горизонты для экспериментов с формой, материалом и даже для построения околоскульптурного пространства. Так, рядом с традиционной для Евгения бронзой появляется цветное и прозрачное стекло, агат. Овладев безупречной реалистической манерой изображения, мастер нередко позволяет себе обращаться то к обобщению, то к преувеличенной детализации в решении композиций. Но, отходя от суровых канонов реалистического искусства, не нарушает главных его законов гармонии, образности. И тогда кажется, что его герои словно существуют между реальностью и нереальностью - в каком-то третьем измерении. В целой серии работ киевлянин сосредоточивается на символе, даже знаке человека, отдавая дань стремительной эпохе, в которой живет. Вот они - правнуки архипенковских, внуки муровских опытов с формой, смоделированные по всем требованиям аэродинамики, пересекают радиационный простор конца ХХ столетия...

Кстати, взяв когда-то во внимание «завещание» Сальвадора Дали коллегам-потомкам, Прокопов выставлял свои произведения в одном зале с графикой «великого выдумщика»: Кливленд, США 1996 год. Одного из лучших украинских скульпторов знают в Бельгии, Швеции, Италии, Японии, Канаде и иных странах. К примеру, два года назад, благодаря атташе по культуре посольства США в Украине господину Джеймсу Стюарту, Американскому дому, состоялась творческая поездка в Соединенные Штаты, а Главное управление культуры Киевской горадминистрации и Украинский институт модернового искусства в Чикаго помогли провести выставки в четырех больших городах. Там подписали договор на несколько экспозиций в течение двух лет, одна из которых, кстати, прошла в Далласком музее религиозного искусства. Творчеством Евгения заинтересовалась престижная чикагская галерея «Возингтон». Осенние салоны в Париже уже не первый раз отмечают композиции премией фонда Тейлора.

Конечно, радует факт признания украинского искусства в мире. Только бы еще и дома не забывали: имеем мастеров мирового уровня! Но Прокопов и не дает забывать об этом. Свидетельством чему нынешняя экспозиция.

Вместе с известным скульптором в этих же залах выставила свою графику и молодая художница Мария Ольшевская.