UA / RU
Поддержать ZN.ua

Стена любви

Приятно все-таки, что в эпоху нескончаемого кризиса украинского кинопроцесса есть люди, периодически втряхивающие застоявшуюся болотную массу интересными событиями...

Автор: Елена Чередниченко

Приятно все-таки, что в эпоху нескончаемого кризиса украинского кинопроцесса есть люди, периодически втряхивающие застоявшуюся болотную массу интересными событиями. К таким людям относится Людмила Горделадзе — директор одного из старейших киевских кинотеатров «Жовтень». Креативному мышлению Людмилы Борисовны, не привыкшей ждать милостей от природы, спонсоров и столичных чиновников, можно только позавидовать. Собственно, благодаря этому мышлению «Жовтень» уже давно превратился из обычного кинотеатра в настоящий киноцентр.

В конце мая в «Жовтне» открылся второй зал под красноречивым названием «Киноман». Фанатов Десятой музы здесь, кроме привычных мягких кресел, поджидают невероятные пуфы, в которых можно смотреть кино чуть ли не лежа. А на днях фойе «Киномана» украсилось фотоэкспозицией «Стена зрительской любви». Идея нового дизайнерского проекта принадлежит, естественно, Людмиле Борисовне. Идея вроде бы и простая, но до нее почему-то не додумался ни один кинотеатральный начальник. Видимо, и впрямь все зависит от истинного отношения к кино: для кого-то это просто прибыльный бизнес, а для кого-то — прежде всего Искусство... Больше двух месяцев сотрудники кинотеатра собирали и обрабатывали невероятное количество фотоматериалов: перетряхивали фонды Музея Довженко, рылись во всемирной паутине, создавали электронные версии раритетных афиш зарубежного кино. В итоге появилась экспозиция, состоящая из трех частей: на трех стенах расположены фото персоналий украинского, советского и зарубежного кинематографа. Именно персоналий, а не исключительно артистов. Потому на украинской стене можно увидеть лица не только режиссеров и операторов, но и киноведов и кинокритиков, а это уж воистину беспрецедентный случай: ну кто и когда еще так привечал бойцов невидимого кинофронта?

Отдельный фрагмент экспозиции посвящен Александру Довженко. Кроме того, сотрудники «Жовтня» позаботились о том, чтобы напомнить зрителю о: 1) самых главных мировых кинонаградах (их фотоизображения помещены над входом в фойе); 2) самых кассовых фильмах отечественного проката (их список торжественно красуется справа от входа). Презентация «Стены…» вылилась в целый ряд событий. Команда «Жовтня» не только представила свой оригинальный проект, но и отметила людей, поддерживавших команду в ее круглосуточной (а Людмила Борисовна кипит идеями в полном смысле этого слова круглосуточно) любви к Искусству. В результате прошла церемония награждения победителей кинотеатра за первое полугодие, на которой были вручены дипломы и призы «Золотая половина», «Золотой процент», «Золотая идея». А в программном разделе «Именины сердца» поздравляли саму Людмилу Борисовну, отметившую 22 июля свой юбилей. Впрочем, именины сердца в этот день отмечали и кинематографисты, ставшие гостями презентации. Раиса Недашковская в огромной грустной шляпе долго любовалась родными лицами своих коллег — давно ушедших и ныне здравствующих. В экскурсии Раису Степановну сопровождал голубоглазый Олег Савкин, не отходивший от главной Мавки украинского кинематографа ни на шаг. Режиссерский цех был представлен скромно, но внушительно. Вдоль черно-белых «Стен…» прогуливались Олег Фиалко и Владлен Кузнецов. Вдоль этих же стен весь торжественный вечер прогуливалась и грусть. Вернее, так — Грусть. Потому что постоянно думалось: неужели вся слава, вся жизнь украинского кинематографа осталась на этой стене? Неужели не выплеснется больше в студийные коридоры, на съемочные площадки, в новые фильмы и жаркие диспуты о них, о фильмах, а не о надоевшей до коликов темы «Как нам возродить свое кино?». Особенно остро прозвучала эта грусть после просмотра «Водителя для Веры», которым завершился вечер. Пока мы тут вздыхаем и рыдаем на обломках родного кинопроцесса, у ближайших соседей активно налаживается киножизнь, выдающая все больше и больше качественных картин...

А еще было грустно потому, что людей, подобных Людмиле Горделадзе, очень мало. Мало таких, что не плачут, не колотятся в непродуктивной истерике, не жалуются на неведомых врагов, вставляющих палки в колеса кинопроцесса, а просто делают свое дело. Ежедневно и упорно. Фанатично и без устали. Потому что не мыслят свою жизнь без этого дела и знают одну волшебную истину: жизнь одна, другой не будет, и тратить ее на непродуктивную истерику — большое преступление.