UA / RU
Поддержать ZN.ua

Старость и радость в Каннах

В Каннах уже проявил себя предыдущий лидер фестивальных гонок.

Автор: Екатерина Слипченко

На Лазурном берегу, несмотря на капризы погоды, продолжается главный кинофестиваль планеты. В Каннах уже проявил себя предыдущий лидер фестивальных гонок. Это - Михаэль Ханеке («Пианистка», «Белая лента»). Его новый фильм «Любовь» вполне вероятно может претендовать на «Золотую пальмовую ветвь».

Михаэль Ханеке и Ульрих Зайдль - австрийцы. Оба свои новые работы привозят в Канны. Оба ненавидят своих соотечественников.

Фильм Ханеке «Любовь» (с культовыми фигурами французского кино Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньяном в главных ролях) заметно отличается от «Белой ленты», которая принесла режиссеру «Золотую пальмовую ветвь». Немецкоязычная «Белая лента» содержит в себе идеальный, даже в определенной мере чрезмерный порядок, который делает ее несколько механистической. Однако франкоязычная «Любовь» получилась более человечной и трогательной.

Двое пожилых людей замкнуты в собственной старости и болезни. Сюжет двухчасового фильма практически развивается в пределах одной квартиры. Она болеет, он ухаживает за ней, глядя, как распадается на щепки личность, которую он любил десятилетиями. Финал страшный - в своей неотвратимой логичности.

Жан-Луи Трентиньян, которому за 80, после гибели дочери не снимался в кино почти девять лет. Его возвращение стало таким впечатляющим, что и не вспомнишь сразу, была ли в карьере актера столь сильная и величественная роль. Ограниченный в средствах, лишенный «подпорок» и «протезов» в виде грима или саундтрека, актер, не потеряв ни умения, ни харизмы, приобрел такой глубинный трагизм, который превратил его роль (и всю картину в целом) в шедевр. Ханеке сумел снять кино, пользуясь, на первый взгляд, ограниченным, однако почти никому не доступным арсеналом.

Сейчас это сильнейший фильм конкурса.

Что касается Ульриха Зайдля, то его кино снято в им же очерченных принципах жесткого обличения потребительского общества. Задуманная им «туристическая» трилогия «Рай» начинается картиной «Рай. Любовь» и представляет, как сознался сам режиссер, сугубо женскую точку зрения. Он также сказал, что с сочувствием относится к одиноким стареющим женщинам, которым так не хватает любви дома, что они путешествуют за ней вплоть до Африки.

Ну, возможно, режиссер и пытался сочувствовать своим героиням. Однако нам, зрителям, он такой возможности не дает, создавая реалистичное зрелище, подчеркнутое наивной верой, мягко говоря, немолодой и не особенно красивой героини в любовь с первого взгляда. И грустно, и смешно, и по-зайдлевски безжалостно.

Еще один предыдущий лидер - датчанин Томас Винтерберг. Со своей «Охотой» он возвращается, по его же словам, к истокам. «Догматическая» концепция фильма, свободного от всяких дополнительных технических фокусов, строгого в своей лаконичности. В «Охоте» Винтерберг обращается к любимой теме разрушения отношений между людьми. Все, кто знал Лукаса, воспитателя детского садика в маленьком городке или селе, сразу поверили в обвинения его в педофилии. Герой противостоит позору, однако хеппи-энд кажется иллюзорным...

…Вот такова предварительная тройка лучших фильмов нынешних Канн (хотя картины Гарроне, Киаростами или Мунжиу трудно назвать слабыми). А впереди Рейгадас, Саллес, Каракс, Кроненберг и Сергей Лозница. Бедное жюри! Хотя лучше выбирать среди сильных, чем две недели изо дня в день смотреть слабое кино.