Горели свечи, и пели флейты. Светлое многоголосие «Паваны, вдохновенной богом» предлагало чудо, ничего не требуя взамен. Слова из древней летописи «и не знали, где мы - на земле или на небесах», пожалуй, соответствовали внутреннему состоянию тех, кто пришел в галерею «Триптих» в день завершения выставки керамиста Андрея Ильинского. Посетителям посчастливилось не только увидеть работы известного мастера, но и побывать на удивительном концерте, услышать аллеманду, куранту и жигу, казацкий, гайдуцкий и бюргерский танцы и даже «Лягушиную гальярду». Ансамбль старинной музыки «Silva Rerum» словно воссоздавал озвученные картинки давно прошедших эпох - и они представали такими неспешными и гармоничными в музыкальных образах.
Пять лет назад при Киевском Доме ученых был создан этот коллектив в его современном составе: художественный руководитель Татьяна Трегуб (клавесин), Анна Гончарова ( виола да гамба), Валентина Давиденко (блокфлейта), Наталья Байдак (скрипка), Вадим Борисенко (лютня, ударные), Андрей Степенко (скрипка). Отметим, что, следуя ренессансной традиции, каждый музыкант играет и на других инструментах. Что они исполняют? Музыку Ренессанса и раннего барокко - английскую, немецкую, французскую, итальянскую, фламандскую. В репертуаре есть тематические программы, например: «Танцевальная музыка пяти столетий. XIII - XVII века», «Генри Перселл и его окружение», «Танцевальная книга» Тильмана Сузато» (антверпенский композитор и нотоиздатель XVI века), «Творчество Бьяджо Марини» (итальянский композитор XVII века). А еще их можно назвать первооткрывателями и проводниками к истокам украинской музыкальной культуры. Из истории известно, что в нашей стране к XVII веку существовала широкая сеть музыкальных цехов, но по разным причинам нотные материалы до нас не дошли. Единственный сохранившийся сборник украинской музыки XVII века, светской и танцевальной, был найден в обложке униатского сборника молитв, и называется он «Silva Rerum»( музыковеды относят его происхождение к западным областям Украины и Белоруссии). Дословный перевод с латыни означает - «светские произведения», а второй, более философский и поэтический, - «лес творений», в путешествие по которому - прорастающему из далекого прошлого живыми голосами - приглашают музыканты, давшие своему ансамблю такое название.
Почти все инструменты, на которых они играют, - копии старинных, сейчас играть на них не учат. Ведь даже клавесин - это не фортепьяно, пианист, садящийся за клавесин, должен многому учиться заново. Изящная виола да гамба значительно отличается от современной виолончели, а ренессансная лютня с ее неповторимым звучанием - и вовсе уникальное явление. У музыкантов есть даже переносной орган-портатив эпохи позднего средневековья, изготовленный мастерами Домского собора. Флейтистка Валентина Давиденко владеет искусством игры на корнемузе - язычковом духовом инструменте и на всех разновидностях семейства блокфлейты: сопранино, сопрано, альт, тенор и бас. В овладении редкими инструментами, помимо музыкального образования, помогает общение с другими исполнителями - из Швеции, Польши, Германии.
Говорит Татьяна Трегуб: «Не случайно уже несколько десятилетий во всем мире существует особый интерес к старинной музыке. Она, отдаляя суету, вносит в жизнь упорядоченность и гармонию, которых сейчас так не хватает. Мы стремимся к аутентичному исполнению, изучаем, используя первоисточники, музыкальную стилистику прошедших эпох. У нас существует постоянная аудитория, которая расширяется - люди приводят детей, друзей. Интересно, что дети всегда слушают с удовольствием, бывает, что даже начинают танцевать».
«Silva Rerum» проводит ежегодные циклы концертов в Киевском Доме ученых, были выступления в Киево-Могилянской академии, в филармонии, в Союзе писателей Украины, в Центре современного искусства «Брама». Они играли в Музее литературы на тематических вечерах, посвященных Григорию Сковороде. Их приглашали выступать на Форуме украинской интеллигенции, а весной этого года - на церемонии вручения наград «Прометей-Престиж» в программе «Людина року». Ансамбль участвовал в международных фестивалях старинной музыки в Польше, в Ужгороде, во Львове, Киеве.
...Увы, невозможно озвучить газетную страницу - ведь о них следовало бы читать в сопровождении мелодий из танцевального сборника «Терпсихора», например, или пьесы «Доброй ночи, королева» из XVI столетия, музыки, полной света и творящей благо. И очарованный слушатель изумлен - как жила прежде душа моя без лютни и клавесина?