UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спускаясь с Голгофы. Уникальный памятник львовской архитектуры разрушают время и бездеятельность

Армянский собор является одним из наиболее ценных памятников архитектуры Львова — он построен в 1363—1370 годах по проекту известного львовского мастера Доринга.

Автор: Татьяна Козырева

Армянский собор является одним из наиболее ценных памятников архитектуры Львова — он построен в 1363—1370 годах по проекту известного львовского мастера Доринга. Вокруг церкви на протяжении столетий создавался архитектурный комплекс, в который вошли колокольня (1571 г.), дворец архиепископа (XVIII в.), армянский банк (XVII в.), монастырь бенедиктинок (1682 г.), памятная колонна с фигурой св. Христофора и изгороди с вратами (XVII — XIX вв.). Спросите у любого львовянина об отношении к армянскому ансамблю — все они будут одинаково искренними, когда будут говорить, что очень любят Армянку. Действительно это место привораживает и манит всех без исключения… Во Львове состоялся международный научно-практический семинар «Деревянная скульптурная группа Голгофа», на котором украинские и польские специалисты обсуждали вопросы сохранения и консервации этого памятника.

Неотъемлемая составляющая ансамбля собора — деревянная резная часовня в так называемом армянском дворике, где находится алтарь с изображением мук Христа на Голгофе, — памятник, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Скульптурная группа (Иисус, Богородица и Мария Магдалина) смонтированы на прорезном фоне, поверх которого крепятся распятие и мелкие детали (камень, трава, ракушки, змеи), имитирующие гору. Кстати, армянская Голгофа на протяжении нескольких веков была для львовян, независимо от вероисповедания, бесспорной святыней, о чем свидетельствуют многочисленные документальные источники. Остается таковой и сейчас. Несмотря на возраст и «травмы». Несмотря на отсутствие фигуры Богородицы и головы фигуры Марии Магдалины…

Впрочем, разговоры относительно проблемы разрушения армянской Голгофы ведутся уже не один год. Как рассказал «ЗН» президент благотворительного фонда «Сохранение историко-архитектурного наследия Львова» Андрей Салюк, впервые он обратился к реставраторам еще в 2001 году. Тогда же обследовали, перечислили повреждения Голгофы и назвали их причины. Разработали и документацию. Реставрационным работам помешало отсутствие средств. «Но очень хорошо, что исследования ведутся с 2001 года, ведь мы еще шесть лет назад привлекли внимание специалистов к этому объекту, наблюдали за ним на протяжении этого времени, увидели, зафиксировали и наглядно демонстрируем отрицательную динамику изменений», — рассказывает А.Салюк. Даже за эти годы состояние памятника серьезно ухудшилось. Прежде всего это касается фигуры Иисуса — особенно в местах соединения разных частей скульптуры (например, руки и туловища). Отпадают и декоративные элементы фона. Это говорит о том, что происходит деструкция системы крепления. И реставрацию нужно начинать как можно скорее.

Основными причинами разрушения композиции являются повышенная влажность основы деревянной Голгофы и каменной стены дома, к которой она прилегает, отсутствие системы дренажа и водоотвода на близлежащей территории, техногенные нагрузки современного города (газовые выбросы автотранспорта, засоленность почвы, вибрация и т.д.), антропогенные и биологические факторы. Но главный источник постоянной угрозы физическому существованию Голгофы — аварийное состояние дома, на котором смонтирован памятник. «Состояние этого дома в последние годы резко ухудшилось, — говорит А.Салюк. — Если раньше просто были заметны трещины, то сейчас сыплется штукатурка, деструктирован кирпич, имеется большая трещина в верхней части дома. И если, не дай бог, обвалится кирпич с верха здания, памятник может быть потерян навсегда». Также, очевидно, следует посмотреть на этот вопрос и с другой стороны: в остроаварийном доме до сих пор живут люди…

В данное время для координации исследований Голгофы и реставрационных работ создана международная украинско-польская рабочая группа, в которую вошли историки, искусствоведы и высокопрофессиональные реставраторы. Планируется привлечь и теологов. Не стоит в стороне от проблем и армянская община Львова, глава которой — депутат городского совета Вардкез Арзуманян — пообещал обеспечить реставраторов соответствующим помещением для консервации Голгофы, оборудованным системами регулирования температуры и хорошим освещением. И обязательно надлежащей охраной.

Пока не определились со средствами. Андрей Салюк говорил о 250—300 тыс. гривен, отметив, что сумма может увеличиться в несколько раз, поскольку еще не исследованы все детали композиции. Кроме того, в указанную сумму не включена стоимость демонтажа, а это — немалые средства.

Концептуальная задача работы — проводить реставрацию методом дополнения, а не замены поврежденных частей. Заменят только тес (покрытие), который утратил свою прямую функцию — защиту от атмосферных осадков. Вместо старого поставят современный — колотый, предварительно асептированный, гидрофобизированный. И смонтируют его с помощью деревянных кольев или медных гвоздей. Композицию дополнят найденной скульптурой Богородицы, которая хранится в Национальном музее во Львове и которую еще недавно считали навсегда утраченной.

— По нашим исследованиям, в этом месте композиция была сформирована в XVIII в., — говорит Андрей Салюк. — Любопытно другое — она сформирована из разных по времени и стилю элементов. Распятие, по мнению историков искусства, — поздняя готика, то есть XVI век. Декоративное окружение историки относят к позднему Ренессансу — XVII век. А скульптуры Богородицы и Марии Магдалины — период расцвета барокко (середина XVIII в.). Более полную информацию о возрасте памятника можно будет получить после демонтажа всех элементов. Реставрацию будут проводить в лабораторных условиях, в закрытом помещении, при наличии специальной техники. Все элементы Голгофы, в частности и фон (основа), должны быть сохранены, поскольку это памятник монументального искусства, а не архитектуры, поэтому нельзя заменять какие-либо элементы. Тем более, что на основе есть полихромированная (разрисованная) резьба и на ней имеются декоративные элементы. Голгофа абсолютно уникальна как для Львова, так и для Восточной Европы. Высокое качество выполнения деревянной композиции требует от нас внимательного отношения к реставрационному процессу. И среди причин, почему мы до сих пор ее не реставрировали, — не только вопрос финансирования, но и вопрос высококвалифицированных мастеров. Во Львове есть несколько таких мастеров, которые, к сожалению, рассредоточены по нескольким реставрационным мастерским. И очень важно, что я смог собрать их для общей дискуссии. Они разработают концепцию, технологию подхода даже к тому же демонтажу, ведь и он может привести к необратимым потерям. И чтобы этого не произошло, создана международная рабочая группа из ученых, историков искусства, архитекторов, реставраторов по живописи — представителей различных институтов. В конце концов, чем больше субъективных мнений мы соберем вместе, тем объективнее будем.

— Задача реставрации — вернуть композиции первозданный вид. Есть ли какие-то картинки, фотографии Голгофы, по которым это можно было бы сделать?

— У нас есть несколько снимков конца XIX века. Это черно-белые фотографии, то есть имеем только графическое изображение. По этим снимкам будем идентифицировать, с какого места какой элемент упал, а потом некорректно был прикреплен в другом месте. Что касается цвета, то его будут определять по остаткам краски во время исследования деталей Голгофы. Только так. И даже если бы мы нашли изображение Голгофы в цвете, на него не стоило бы полагаться — вполне вероятно, что это авторское видение композиции и цвета. А первое, что следует сделать, — это очистить композицию от грязи. И только тогда будет принято окончательное решение относительно восстановления. Наши польские коллеги выразили предположение: грунт, которым покрыта повязка, опоясывающая тело Иисуса, готовили для позолоты или посеребрения. И это очень важная информация. Что касается композиции в целом... Специалисты пришли к выводу, что элементы, каждый в отдельности, крепкие. Разрушается целостность. То же можно сказать и о фигуре Иисуса: тело крепко, рука — крепкая, но отлетает от туловища. Еще одна из проблем — отсутствие двух элементов композиции — головы в скульптуре Богородицы и головы Марии Магдалины, фигура которой сохранилась. Приведу пример с иконами. Есть такие, которые держатся буквально на честном слове, но это не означает, что их нельзя спасти. Существуют специальные технологии, позволяющие это делать.

— Уже известно, из какого дерева изготовлена композиция?

— Из разных пород. Там есть липа и хвойное дерево. Очевидно, сосна или лиственница.

— Авторство установлено?

— Есть предположения. Возможно, фигуры принадлежат долоту Себастьяна Фесингера или Матвея Полеёвского. Дополнительную информацию можем получить после демонтажа. Мы знаем почерки старых мастеров. Вместе с тем, возможно, во время детального обследования найдутся и подписи авторов.

— Конкретные сроки работ уже определены?

— До конца текущего года должны быть разработаны концепция и детальный график. При этом не забывайте о доме, на котором размещена Голгофа. За один год его не отремонтируют. Отреставрированную же композицию помещать снова на аварийный дом нет смысла. То есть график реставрации Голгофы целесообразно согласовывать с графиком реставрации дома.

— Можете ли назвать источники финансирования работ?

— Мы уже обращаемся к международным организациям охраны памятников и надеемся, что средства будут. Нашли двух спонсоров, которые готовы профинансировать реставрацию Голгофы. Это представители армянской общины Львова. Часть средств, скорее всего, поступит из городского бюджета.

— Недавно мэр Львова Андрей Садовый сказал, что в городе нет достойных реставраторов...

— У нас есть реставраторы. Другое дело, что они неукраинского происхождения. Например, профессор кафедры реставрации камня и архитектурных деталей Варшавской академии искусств Януш Смаза, который уже 18 лет работает на Львовщине, спасает наши памятники. Вместе с тем, у нас есть замечательные проектировщики. Досадно то, что слишком много людей, работающих некорректно, допускающих серьезные ошибки. И в этой массе талантливые люди просто теряются, а их нужно лелеять, заботиться о них. Кроме того, Европе нужны специалисты, поэтому многие наши соотечественники выезжают, потому что за рубежом больше заработки. Я же надеюсь, что те две школы, о которых я упомянул выше, вскоре дадут нам молодых перспективных реставраторов.