UA / RU
Поддержать ZN.ua

СПОСОБ ЖИЗНИ — ТЕАТР

Риторический вопрос, сформулированный «неистовым» Виссарионом Белинским, звучал в сердцах театралов задолго до него и, надеюсь, будет актуален до тех пор, пока жив сам предмет этого вопроса — Театр...

Автор: Светлана Агрест
Элизабет Мадран — Ирина Калашникова, Жан — Сергей Мельник

Риторический вопрос, сформулированный «неистовым» Виссарионом Белинским, звучал в сердцах театралов задолго до него и, надеюсь, будет актуален до тех пор, пока жив сам предмет этого вопроса — Театр. Именно он и сладко-мучительная актерская профессия стали героями пьесы Франсуазы Саган «Заноза», премьера которой состоялась в самом «миниатюрном» киевском театре «Сузір’я».

Немногочисленная публика — в зале всего 21 место — поеживалась от предвкушения в погружение в несколько слезливый сагановский мелодраматизм. Поэтому залу вначале было не до смеха — сказывался серьезный настрой и глубокое знание первоисточника. Первые осторожные улыбки были удивительны и как бы неуместны даже для самих зрителей, но артисты были столь заразительны, что зал с удовольствием включился в общую игру.

В основе своей «Заноза» — современная интерпретация известного романса «Нищая», поющего о злой судьбе некогда блестящей актрисы, любимицы публики, которую провиденье толкнуло в лапы жестокой болезни и она, всеми забытая, неузнаваемая просит подаяния на паперти. В пьесе же Саган героиня (ее, тактично исследуя нюансы актерской психики, великолепно играет Ирина Калашникова), почти прикованная к постели в дешевом пансионате, вдохновляет себя на жизнь пребывая постоянно в выдуманном мире актерских грез. Этот осознанный уход от действительности раздражает ее бывшего любовника (Сергей Мельник), который вскоре просто бросит ее на произвол судьбы, но вдохновляет на человечность увальня-коридорного, увидевшего в несчастной Актрисе свою мечту о другой жизни. Для пущей стимуляции работы слезных желез контрапунктом пьесы является разыгрывание героями сцен из «Дамы с камелиями».

Режиссер-постановщик спектакля Игорь Славинский, который в прошлом году уже сделал очень удачную работу с Ириной Калашниковой и Сергеем Мельником — спектакль по песням Окуджавы «В барабанном переулке», — нашел, на мой взгляд, удачный маневр от безысходности слез к жизнеутверждающей улыбке. Хоть и горькой порой. При полной сохранности авторской сюжетной линии и текста пьесы, он заменил контрапункт — в «Занозе» Славинского актеры разыгрывают сцены не из мелодрамы Дюма-сына, а из шекспировского «Отелло». И накал страстей другой, и система взаимоотношений внутри спектакля неуловимо изменилась.

Актеры обживают крохотное пространство сцены-постели (декорации Александра Мельникова) самозабвенно, их пластика (хореограф Елена Даньшина) органично выверена и является грамотным клавиром для голосовых соло. А очаровательные костюмы хоть и сделаны буквально из ничего, по словам их автора Надежды Кудрявцевой, придают неповторимую характерность и героине — Элизабет Мадран, и жестко-реалистичному Жану, и славному своей наивной преданностью мечте, доброму Люсьену.

Театр «Сузір’я» во главе со своим неизменным руководителем, народным артистом Украины Алексеем Кужельным, кроме прочего, отличается от других своей неизменной готовностью к эксперименту, и готовность эта вознаграждается, как правило, успехом. Новый спектакль тому яркое подтверждение.