Оранжевый конь революции. Киев, декабрь 2004 г. |
Один из самых известных в мире наших земляков — идеолог всемирной пролетарской революции Лев Троцкий с удивлением говорил о том, что в украинцах после столетий сна может вдруг проснуться дух казацкой вольницы...
Мы должны быть счастливы, что интервал между вспышкой стремления к свободе, трагически осветившей начало ХХ века, и нынешней невероятной, почти фантастической метаморфозой преобразования отдельных личностей в крепкий cплав — народ — пришелся на отрезок нашей жизни.
Оранжевые ленты Амстердама. Июнь 2004 г. |
Полагаю, что события последней недели зацепили каждую человеческую душу и у многих изменили восприятие окружающего бытия радикально. Для меня лично наша революция-эволюция важна тем, что из моих мыслей безвозвратно ушел гнусный и злобно нашептывающий червь: «Что, рисуешь карикатурки, статьи об искусстве пишешь? Разумное, доброе, вечное посеять стремишься? Братьев по разуму найти хочешь? Не дождешься! Хам всесилен!» Наверное, деятелям искусства — художникам, музыкантам, поэтам — как никому нужно ощущать, что их труд необходим людям, совершенно им не знакомым, но способным проникнуться выраженным в полотнах, песнях, стихах чувством. Оранжевые дни Украины наверняка убедили даже самого печального творца-отшельника, что его мазки, аккорды, строфы — совершенно необходимая песчинка в стене культуры.
Конечно, может возникнуть сомнение — а вдруг все завоеванное опять растворится в серости будней и захлебнется в болоте почетных президиумов. Но можно быть уверенным — подобное не выветрится из памяти народа уже никогда. Я с приятным удивлением рассматриваю фотографии Амстердама. Еще в начале лета этого года я, наверное, подсознательно ловил в объектив его улицы и старинные дома, украшенные оранжевыми лентами, воздушными шариками, словно киевский Майдан Незалежности. Почти полтысячелетия прошло со времени первой в Европе нидерландской революции, а трудолюбивые и мудрые голландцы не забыли оранжевый цвет знамени своего героя Вильгельма Оранского, который погиб от пули наемного убийцы, но проложил путь к освобождению своего народа, стонавшего под испанским игом. Сограждане отблагодарили бесстрашного принца и подарили всему миру свое ботаническое произведение — морковь, которая раньше была белой, желтой, фиолетовой, и лишь трудом селекционеров приобрела нынешний оранжевый цвет. Река Оранжевая (раньше Оранская) тоже оставила память о голландских бурных днях в далекой южной Африке. Теперь наш Днепр вполне может претендовать на статус реки-побратима этой далекой водной артерии. Кстати, девизом Вильгельма Оранского по прозвищу Молчун была фраза: «Будь спокоен среди бушующих волн». Достойный лозунг для лидера народа. Не так ли?
Впрочем, не в спектральном анализе суть революции. Красный шерстяной колпак стал символом Великой французской революции. Максимилиан Робеспьер носил зеленый сюртук. К сожалению, у меня не такая большая библиотека, как у отца писателя Анатоля Франса, собравшего 200 тысяч книг, посвященных этому знаменитому событию во французской и мировой истории, но отыскать занимательные факты можно и в моем семейном собрании книг. Позвольте процитировать строки из академического труда английского историка Томаса Карлейля «История французской революции».
«Друзья, неужели мы погибнем, как затравленные зайцы? Как овцы, которых гонят на бойню? Пробил час для француза и человека, когда угнетатели должны помериться силами с угнетенными!» «Друзья, — продолжает Камиль Демулен, — нам нужен распознавательный знак! Кокарды, зеленые кокарды — цвета надежды!» Как при налете саранчи гибнет зеленая листва, так же исчезают зеленые ленты из соседних лавочек, все зеленые вещи порезаны и пущены на кокарды».
Конечно, влияние цвета на эмоции, психику стоит внимания и даже относится к категории серьезных наук. Но полистайте страницы романа Виктора Гюго «Девяносто третий год»: «Ты синий или белый?» спрашивают с опаской друг друга персонажи романа. Белыми в то время были роялисты, а синими — сторонники республики.
Надеюсь, что седовласые академики, молодые научные сотрудники во время революционных событий находились среди ее участников, не забывая и о своей профессиональной обязанности — собирать и систематизировать каждое, даже малейшее зернышко народного творчества. Нужно поторопиться, пока ворчливые дворники не смыли надписи на стенах, не разрушили самодельные скульптуры, не отнесли к категории мусора — печатные, написанные и нарисованные перлы фольклора. Замечательная идея — музей оранжевой революции. Главное — не повторять ошибок советского мифотворчества. С его гранитными ленинскими шалашами в Разливе. Творчество масс дало такую фору натужным извращениям авангардистов, что будет просто преступлением против культуры и истории не увековечить его в музейных залах. И ни в коем случае не игнорировать нашу родную бело-голубую юго-восточную Вандею. Иначе — фальшь и ложь снова станут хозяевами Украины. Позвольте в традициях Майдана, ежесекундно извергавшего магму устного народного творчества, поделиться образцами анекдотов французской революции 1789 г.: «Дьявол тащит Максимилиана Робеспьера в ад. Тот спрашивает нечистого: «Вы не подскажете, который час?» — «Вечность!» — отвечает дьявол».
А это тоже из Франции, только образца 1848 года: «Хозяин заходит в курятник и говорит: «Мы должны сегодня решить, под каким соусом вас сегодня приготовить». Выступает петух и заявляет: «Мы не хотим, чтобы нас съели!» — «Прошу не отвлекаться от темы дискуссии!» — отвечает хозяин».